Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 27 июля 2017 г. N 129
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС по КЧР) в составе:
Председателя Комиссии -А. С. Уракчиева - руководителя управления;
- Г.П. Авраховой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:- Д.М. Керейтовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
- Р.Х. Туркменовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
- Ж.П. Немчиновой - специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
в присутствии представителяРеспубликанского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Черкесская городская детская больница" (далее - Заказчик) (369010, КЧР, г. Черкесск, ул. Грибоедова, д. 81) Гаппоевой Д.Б.(доверенность N 448 от 01.06.2017 г.), вприсутствии представителяИП Кириллиной С.И. (далее - Заявитель) (115573, г. Москва, ул. Мусы Джалиля, д. 8, к. 4, кв. 605, ИНН772400119343) Зубковой Г.В. (доверенность N ИПКС -2017-131 от 01.01.2017 г.), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта -расходный материал медицинского назначения (перчатки), номер извещения 0379300001417000061(далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществлениявнеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
20.07.2017 г. вУправление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчикапри проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчик при проведении Аукциона и формировании документации об Аукционе допустил нарушения требований Закона о контрактной системе.
1- Заказчиком по позициям 2,5,7 технического задания документации об Аукционе установлены излишние требования, а именно: "Маркировка на упаковке материалов изготовления (в том числе материалов изготовления внутреннего покрытия/слоя) согласно п. 8.3 ГОСТ Р 52239-2004".
2- По позиции 7 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования ограничивающие количество участников Аукциона, а именно: "Перчатки должны обладать устойчивостью к вирусной пенетрации согласно ASTMF - 1671".
3- Заказчик вводит в заблуждение участников закупки тем, что по позициям 1, 2, 4, 5 технического задания документации об Аукционе установлено: "Тип перчатки 1/2. Должны быть изготовлены из натурального природного латекса". Согласно п. 3.2 ГОСТа Р 522239-2004 только 1 тип соответствует материалу изготовления перчаток.
4- В документации об Аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявок.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя,и подтвердил свою позицию на заседании Комиссии УФАС по КЧР.
Комиссия УФАС по КЧР изучив материалы дела,выслушав доводы сторон, установила, следующее.
12.07.2017 г. в 17:48 ч. Заказчиком на официальном сайте ЕИС было размещено извещение о проведении Аукциона N 0379300001417000061, начальная (максимальная) цена контракта - 250 000,00 (двести пятьдесят тысяч)рублей 00 копеек.
Аукционная документация утверждена И.О. главного врача РГБУЗ "Черкесская городская детская больница" - Лайпановой Т.А.
Ответственное должностное лицо - Гаппоева Д.Б.
По доводам жалобы установлено следующее.
1.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами - описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе,Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами -использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены требования по позициям:
N 2 , N 5 "Перчатки смотровые латексные неопудренные" - "Маркировка на упаковке материалов изготовления (в том числе материалов изготовления внутреннего покрытия/слоя) согласно п. 8.2.2. ГОСТ Р 52239-2004";
N 7 "Перчатки хирургические латексные неопудренные с внутренним синтетическим покрытием"- "Маркировка на упаковке материалов изготовления (в том числе материалов изготовления внутреннего покрытия/слоя) согласно п. 8.3 ГОСТ Р 52238-2004".
Комиссией УФАС по КЧР установлено, что ГОСТ Р 52239-2004 и ГОСТ Р 52238-2004, на которые ссылается в документации об Аукционе Заказчик, содержат исчерпывающий перечень информации, которая должна быть нанесена на упаковку, среди которых отсутствует маркировка о материале изготовления внутреннего покрытия/слоя перчатки.
Таким образом, установление Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе требований об указании на упаковках материалов изготовления внутреннего покрытия/слоя по позициям 2,5,7 является нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент2, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие характеристики к товарупо позиции N 7:
- "Перчатки хирургические латексные неопудренные с внутренним синтетическим покрытием" Заказчиком установлено: "Соответствие ГОСТ 12.4.278-2014 (EN374:2003) "Перчатки защищающие от химикатов и микроорганизмов", в том числе: маркировка, согласно п.6 и п.8 ГОСТ 12.4.278-2014 (EN374:2003), наличие на упаковке перечня химических веществ, по которым были произведены испытания и классов, которые были получены в результате испытаний на проницаемость. Перчатки должны обладать устойчивостью к вирусной пенетрации согласно ASTMF-1671 (наличие протоколов испытаний)".
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, не ограничиваясь приведенными в решении примерами. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Данная позиция подтверждается пунктом 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 N ИА/44536/16.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к закупаемому товару по позициям:
N 1 "Перчатки смотровые латексные неопудренные" - "Тип перчатки 1/2. Должны быть изготовлены из натурального природного латекса".
N 2 "Перчатки смотровые латексные неопудренные" - "Тип 1; 2. Материал изготовления - натуральный каучуковый латекс без опудривания".
N 4 "Перчатки смотровые латексные неопудренные" - "Тип перчатки 1/2. Должны быть изготовлены из натурального природного латекса".
N 5 " Перчатки смотровые латексные неопудренные" - "Тип 1; 2. Материал изготовления - натуральный каучуковый латекс без опудривания".
При описании товара Заказчик в техническом задании документации об Аукционе ссылается на ГОСТ Р 52239-2004.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 52239-2004 - в зависимости от материала перчатки изготавливают двух типов:
1- из латекса натурального каучука;
2- из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен - стирола или раствора термоэластопласта.
Таким образом, требование Заказчика о возможном соответствии перчаток требованиям ГОСТ Р 52239-2004 по типу 1/2 противоречит описанию товара в аукционной документации, том, что перчатки должны быть из латекса натурального каучука, чтоявляется нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4.Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией УФАС по КЧР установлено, что в документации об Аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявок, таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией УФАС по КЧР были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
2.1. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией УФАС по КЧР установлено, что датой окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является"20" июля 2017 г., в разделе 31 информационной карты документации об Аукционе установлено "Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений - "19" июля 2017 г. включительно". Следовательно, Заказчиком не верно определена дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, таким образом, Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2.2. Комиссия УФАС по КЧР отмечает, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, установлены в документации требований к описанию участниками закупки показателей испытания товаров и показателей товаров, значений которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, по следующим позициям:
По позиции N 1 "Перчатки смотровые латексные неопудренные" - "Усилие при разрыве до ускоренного старения должно быть не менее 7,0 Н. Удлинение при разрыве до ускоренного старения не должно быть менее 500 %. Усилие при разрыве после ускоренного старения должно быть не менее 6,0 Н. Удлинение при разрыве после ускоренного старения не должно быть менее 400 %."
По позиции N 2 "Перчатки смотровые латексные неопудренные" - "Удлинение при разрыве до ускоренного старения не менее 700%. Удлинение при разрыве после ускоренного старения не менее 500%".
По позиции N 4 "Перчатки смотровые латексные неопудренные" - "Усилие при разрыве до ускоренного старения должно быть не менее 7,0 Н. Удлинение при разрыве до ускоренного старения не должно быть менее 500 %. Усилие при разрыве после ускоренного старения должно быть не менее 6,0 Н. Удлинение при разрыве после ускоренного старения не должно быть менее 400 %".
По позиции N 5 "Перчатки смотровые латексные неопудренные" - "Удлинение при разрыве до ускоренного старения не менее 700%. Удлинение при разрыве после ускоренного старения не менее 500%".
По позиции N 7 "Перчатки хирургические латексные неопудренные с внутренним синтетическим покрытием" - "Удлинение при разрыве до ускоренного старения не менее 920%. Удлинение при разрыве после ускоренного старения не менее 820%. Полная непроницаемость для вирусов. AQL (приемлемый уровень качества) по герметичности не более 1,0 после упаковки перчаток. Общее содержание экстрагируемых протеинов ниже 20 мкг/г. Перчатки должны обладать устойчивостью к вирусной пенетрации согласно ASTM F-1671 (наличие протоколов испытаний). Проницаемость к 96% раствору серной кислоты - более 10 минут, гидроксиду натрия 40 % - более 240 минут".
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, не ограничиваясь приведенными в решении примерами. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Данная позиция подтверждается пунктом 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 N ИА/44536/16.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.3.Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Согласно части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, указанный в части 6статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Комиссией УФАС по КЧР установлено, что Заказчиком в извещении и документации об Аукционе определена дата окончания подачи заявок - "20.07.2017 г", при этом протокол рассмотрения первых частей заявок Заказчиком в установленный Законом о контрактной системе срок не направлен оператору электронной площадки и не размещен на официальном сайте ЕИС.
На заседании Комиссии представитель Заказчика дал пояснения, согласно которым Заказчиком не был размещен указанный протокол по причине пропуска установленного Законом о контрактной системе срока.
Действия Заказчика, не разместившего в установленный срок протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.4. В разделе 6 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлен код ОКПД 22.19.60.111 "Перчатки резиновые", отличный от кода ОКПД 22.19.60.113 "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые" установленного в извещении об Аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуИП Кириллиной С.И.обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения требованийпунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1,2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 129 от 27.07.2017 г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии Г.П. Аврахова
Д.М. Керейтова
Р.Х. Туркменова
Ж.П. Немчинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 27 июля 2017 г. N 129
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2017