Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 июля 2017 г. N 1474
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Е.А. Соколова,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
В присутствии представителей:
от уполномоченного органа - Обухова А.Ю.
от заказчика - Горелик И.В.
от ИП Киселева И.М. - Счастливая Л.Н.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Киселева И.М. на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 26) и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам (355006, Ставропольский край, Ставрополь г, К.Маркса, 63) по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200004717000411 Поставка уродинамической системы по объекту "Строительство поликлиники в Юго-Западном районе города Ставрополя".
Заявитель считает, что действия заказчика, формировании документации аукциона нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представитель заказчика и уполномоченного органа пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как указал заявитель, техническое задание соответствует конкретной модели уродинамической системы аппарату Хеликс с принадлежностями, производства "Андромеда медицинские системы ГмбХ" Германия.
Устанавливаемые заказчиком требования не могут быть произвольными, они должны быть обусловлены наличием у заказчика соответствующей, доказанной потребности.
Заказчик не представил в антимонопольный орган доказательств, свидетельствующих о необходимости установления именно таких характеристик компьютерного томографа, оборудование которого имеется только у одного производителя, что свидетельствует об обоснованности жалоб и нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ и что под указанные характеристики подпадают характеристики нескольких производителей.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как видно из Технического задания заказчика и поданной жалобы, техническое задание соответствует конкретной модели уродинамической системы, таким образом, описание объекта закупки не носит объективный характер, действия Заказчика противоречат пункту 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, например по позиции "Характеристики ПК" - ЦПУ, по позиции "Диапазон измерений" - Объем потока, по позиции "Канал объема" Максимальная загрузка и т.д., в связи с чем по числовым показателям Заказчику необходимо расширить диапазоны значений и показателей.
Заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупок, в то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика.
Частью 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Нарушение правил, установленных статьей 17 Закона N 135-ФЗ, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
На участие в аукционе поступило 2 заявки, с предложением модели аппарата Хеликс с принадлежностями, производства "Андромеда медицинские системы ГмбХ" Германия, что может свидетельствовать об ограничении конкуренции между участниками торгов.
Таким образом, в действиях заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам установлены нарушения требований Закона N44-ФЗ и Закона N 135-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Киселева И.М. на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 26) и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам (355006, Ставропольский край, Ставрополь г, К.Маркса, 63) по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200004717000411 Поставка уродинамической системы по объекту "Строительство поликлиники в Юго-Западном районе города Ставрополя" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам, нарушившим требования части 1 статьи 1, пункту 2 части 1 статьи 64, статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
ПРЕДПИСАНИЕ N 550
по делу N РЗ-1474-2017 о нарушении законодательства о закупках
31.07.2017 года г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Е.А. Соколова,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
На основании поступившей жалобы ИП Киселева И.М. на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 26) и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам (355006, Ставропольский край, Ставрополь г, К.Маркса, 63) по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200004717000411 Поставка уродинамической системы по объекту "Строительство поликлиники в Юго-Западном районе города Ставрополя" и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченному органу - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам, устранить нарушения требований части 1 статьи 1, пункту 2 части 1 статьи 64, статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем:
1. Документацию об аукционе в электронной форме N 0121200004717000411 Поставка уродинамической системы по объекту "Строительство поликлиники в Юго-Западном районе города Ставрополя" - привести в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ;
2. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0121200004717000411, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте;
3. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
4. Протоколы, составленные в ходе закупки - отменить;
Оператору электронной торговой площадки:
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок заказчику - Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченному органу - Комитету Ставропольского края по государственным закупкам.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0121200004717000411.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 июля 2017 г. N 1474
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017