Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 марта 2017 г. N 133-7117-17/4
Резолютивная часть оглашена
21.03.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "СТРОЙМЕХАНИЗАТОР И К", ООО "СК "Конструктив" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение N 0142300027117000015, начальная (максимальная) цена контракта - 28 892 918,00 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей: _.
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "СТРОЙМЕХАНИЗАТОР И К", ООО "СК "Конструктив" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение N 0142300027117000015, начальная (максимальная) цена контракта - 28 892 918,00 руб.).
Согласно доводам Заявителей ООО "СТРОЙМЕХАНИЗАТОР И К", ООО "СК "Конструктив":
В разделе документации 1.3 требований к содержанию и составу заявки в п. 29.1 содержится неправомерное требование о предоставлении наличия копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или договора заключенного с субподрядной организацией имеющей такую лицензию.
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙМЕХАНИЗАТОР И К":
На направленные обществом запросы разъяснений положений документации об электронном аукционе от 06.03.2017 N9, от 13.03.2017 не даны разьяснения.
Заказчик неправомерно установил требование о преимуществе субъектам малого предпринимательства.
Заявитель не согласен с пунктом 6.2.10 проекта контракта, поскольку данный пункт носит императивный характер, содержание сноски в нем теряет смысл.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, в соответствии с частями 2-3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В разделе 1.3. требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению в п. 29.1. содержится требование о предоставлении копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно наличие п. 33.3 "Жилищногражданское строительство", а также копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности или договора заключенного с субподрядной организацией имеющей такую лицензию.
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в соответствии с положением "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок при установлении требований к участникам закупки, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заявитель в своей жалобе сослался на Письмо ФАС России от 07.07.2011 г. N ИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства". в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о представлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением требований законодательства о закупках, а также ст. 17 ФЗ N 135-ФЗ.
Таким образом, довод подателя жалобы ООО "СК "Конструктив" не нашел своего подтверждения, так как в соответствии с аукционной документацией, Участнику закупки необходимо иметь лицензию или договор с субподрядной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
На основании изложенного, довод заявителей необоснован.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что при даче разъяснений на запрос от 06.03.2017 г. :
Изучив аукционную документацию на работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) и извещение о проведении электронного аукциона от 21.02.2017 N0142300027117000015, просим устранить разночтения и несоответствиям требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
1. Пункт 29 раздела 1.3. Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению содержит требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, подаваемой участником закупки:
4) декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (см. рекомендуемую форму в приложении к документации об электронном аукционе).
Извещение о проведении аукциона такие преимущества не предусматривает, кроме того начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 892 918,00 рублей.
Ответ будут внесены изменения.
2. Пункт 29.1 раздела 1.3. Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению содержит перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно перечню требуется копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или договор, заключенный с субподрядной организацией, имеющей такую лицензию. Считаем установленное требование завышенным. Обращаем внимание, предметом закупки является выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений, а договор с субподрядной организацией заключается по итогам договора генподряда.
Ответ будут внесены изменения.
3. Пункт 41 раздела 1.4. Условия заключения и исполнения муниципального контракта содержит антидемпинговые меры при проведении аукциона: если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи. Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 892 918,00 рублей.
Ответ будут внесены изменения.
4. В 1.5.2 "Декларация о соответствии участника закупки требованиям" раздела 1.5 Формы, рекомендуемые для заполнения участниками содержится: обладания участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма. Просим либо убрать пункт, либо конкретизировать, о каких исключительных правах идет речь.
Ответ будут внесены изменения.
5. Пункт 6.2 проекта контракта в составе аукционной документации содержит требования к обязанностям Подрядчика. Подпунктом 6.2.10. установлена обязанность привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме _____% от цены Контракта. При этом сноска к пункту: включается в Контракт в случае, если такое положение/условие было предусмотрено извещением и/или документацией о закупке.
Однако условие "обязан" (пункт 6.2 проекта контракта) носит императивный характер, таким образом содержание сноски теряет смысл.
Учитывая возникший ранее вопрос о преимуществах, предоставляемых субъектам малого предпринимательства (пункт 1 данного запроса на разъяснения), просим определиться с требованиями к преимуществам и привести как документацию, так и извещение в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Ответ будут внесены изменения.
Также, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что на запрос заявителя от 13.03.2017 г. о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе ответ дан не был.
На основании изложенного, Заказчиком, Уполномоченным органом не даны разъяснения на указанные запросы, кроме того Комиссия Самарского УФАС отмечает, что изменения в аукционную документацию на основании поступивших запросов на разъяснения положений документации не вносились.
При вышеуказанных обстоятельствах, Заказчиком, Уполномоченным органом не соблюдены требования, установленные частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемому электронному аукциону составляет - 28 892 918,00, руб., заказчиком в извещении о проведении закупки не установлено ограничение в отношении участия субъектов малого предпринимательства.
Пунктом 29 раздела 1.3 Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, подаваемой участником закупки установлено требование о наличии декларации о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с п.п 1-9 п. 24 документации об электронном аукционе.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе устанавливает исчерпывающий перечень сведений, который должен содержаться во второй части заявки.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Сведения, предусмотренные частью 3 статьи 30, а так же пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, предоставляются во второй части заявок исключительно в случае установления преимущества для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 6.2. Проекта контракта установлены обязанности Подрядчик по Контракту:
6.2.10. Привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме _____% от цены Контракта1. (1Включается в Контракт в случае, если такое положение/условие было предусмотрено извещением и/или документацией о закупке).
На основании изложенного требования, установленные в аукционной документации, о наличии Декларации о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства, установлены неправомерно.
На основании изложенного в действиях Заказчика, Уполномоченного органа установлено нарушения части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что влечет за собой административную ответственность предусмотренную части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
ООО "СТРОЙМЕХАНИЗАТОР И К" находится в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, таким образом, установленное нарушение не повлияло на права и законные интересы заявителя.
4. Пункт 6.2 проекта муниципального контракта содержит требования к обязанностям Подрядчика, пункт 6.2.10. проекта муниципального контракта содержит сноску (1Включается в Контракт в случае, если такое положение/условие было предусмотрено извещением и/или документацией о закупке). Согласно установленному в проекте контракте примечанию, указанный пункт не будет включаться в Контракт.
На основании изложенного, довод заявителя признается необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Конструктив" необоснованной, признать жалобу ООО "СТРОЙМЕХАНИЗАТОР И К" частично обоснованной
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 65, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных производств по частям 1.4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 марта 2017 г. N 133-7117-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017