Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 марта 2017 г. N 160-12515-17/4
Резолютивная часть оглашена
29.03.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу Управления федеральной почтовой связи по Самарской области - филиала ФГУП "Почта России" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по приему, обработке, пересылке, доставке и возврату исходящей почтовой корреспонденции (извещение N 0342100020817000034, начальная (максимальная) цена контракта - 8 193 700 ,00 рублей),
в присутствии представителей_
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалоба Управления федеральной почтовой связи по Самарской области - филиала ФГУП "Почта России" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по приему, обработке, пересылке, доставке и возврату исходящей почтовой корреспонденции (извещение N 0342100020817000034, начальная (максимальная) цена контракта - 8 193 700 ,00 рублей).
Согласно доводам Заявителя аукционная документация составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Управления федеральной почтовой связи по Самарской области - филиала ФГУП "Почта России" Заказчик допустил следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
1. для описания закупки для всех позиций установлен код ОКПД2 53.10.13.139 "Услуги почтовой связи общего пользования прочие, связанные с вручением (доставкой) посылок", в то время как объектом закупки является оказание услуг по приему, обработке, пересылке, доставке и возврату исходящей почтовой корреспонденции заказчиком;
2. в документации и извещении о проведении закупки содержится противоречивая информация относительно места оказания услуг;
3. в документации установлены противоречащие законодательству требования к участникам закупки;
4. не установлено ограничение на участие в закупке организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики;
5. некорректно установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации;
6. заказчик ссылается на "п. 9 технического задания", который в Техническом задании отсутствует;
7. установлено требование к наличию у участника закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (аппаратно-программный комплекс VIPNET HW 1000);
8. установлено требование об организации "защищенного" канала связи;
9. установлено требование о наличии у Исполнителя лицензии на телематические услуги, позволяющие осуществлять отслеживание доставки и вручение корреспонденции на сайте исполнителя в режиме реального времени через личный кабинет Заказчика.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является оказание услуг по приему, обработке, пересылке, доставке и возврату исходящей почтовой корреспонденции.
В соответствии с разделом "Объект закупки" заказчиком для различных наименований услуг установлен код ОКПД2 53.10.13.139 "Услуги почтовой связи общего пользования прочие, связанные с вручением (доставкой) посылок", который, однако, может относиться только к услугам, связанным с бандеролями, но не относится к письменной корреспонденции, для которой установлен код ОКПД2 "53.10.12.000 Услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией".
Таким образом, заказчик указал неверный код ОКПД2 для данной закупки.
Довод заявителя обоснован.
2. Согласно пункту 1 статьи 42 закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам заявителя в документации и извещении о проведении закупки содержится противоречивая информация относительно места оказания услуг.
В Извещении о проведении закупки указано: "Российская Федерация, Самарская обл, по адресам, указанным в Приложении".
В п.4 Информационной карты электронного аукциона указано: "место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг): 443030, г. Самара, ул. Урицкого, 17", в разделе 3 Технического задания указано "Место оказания услуг: по адресам, указанным в Приложении".
В Приложении N 2 к государственному контракту указаны Адреса, по которым необходимо осуществлять забор корреспонденции у Заказчика.
Таким образом, заказчиком установлено место оказания услуг.
Запросов разъяснений относительно места оказания услуг в адрес заказчика не поступало.
Довод заявителя необоснован.
3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
П.7 и п. 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены следующие требования к участникам закупки: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;",
"участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В п. 8 информационной карты установлены следующие требования к участникам закупки: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации", отсутствующие в Законе о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные действующим законодательством.
На основании изложенного, довод заявителя обоснован.
4. Пунктом 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 года N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Однако в нарушение требований законодательства о контрактной системе заказчиком не установлено ограничение на участие в закупке таким организациям.
На основании изложенного, довод заявителя обоснован.
5. В пункте 18 Информационной карты электронного аукциона установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений по данным запросам о даче разъяснений положений документации об аукционе: 19.03.2017 г. Однако, 19.03.2017 г. является выходным днем.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В Письме Министерства экономического развития РФ от 22 января 2016 г. NД28и-88 указано: "_ в случае если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день и заказчик обязан предоставить разъяснения документации об аукционе.
При этом заказчику в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе необходимо разместить в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе".
Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 22.03.2017 г., в соответствии с Законом о контрактной системе 20.03.2017 г. - последний день для подачи участниками закупки запроса разъяснений с учетом выходных, следовательно 22.03.2017 г. - крайний срок для дачи разъяснений заказчиком.
Таким образом, заказчиком неверно установлен срок дачи разъяснений документации об аукционе.
Довод заявителя обоснован.
6. В подразделе "Требования к порядку оказываемой услуги" Раздела III "Техническое задание" установлено, что "Исполнитель по требованию Заказчика (при необходимости) в трехдневный срок предоставляет необходимое количество материалов для упаковки и выполнения требований п. 9 технического задания".
Однако в Техническом задании отсутствует пункт 9, на который ссылается Заказчик, что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.
Довод заявителя обоснован.
На основании изложенного, в действиях заказчика усматривается нарушение Закона о контрактной системе.
Подобные положения аукционной документации Заказчика вводят участников закупки в заблуждение, усложняя подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
7, 8, 9. Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции N135-ФЗ от 26.07.2006 г. при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Рассмотрев доводы заявителя об установлении требования к наличию у участника закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (аппаратно-программного комплекса VIPNET HW 1000), требования об организации "защищенного" канала связи, требования о наличии у Исполнителя лицензии на телематические услуги, позволяющие осуществлять отслеживание доставки и вручение корреспонденции на сайте исполнителя в режиме реального времени через личный кабинет Заказчика Комиссия пришла к выводу о необходимости передачи материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Управления федеральной почтовой связи по Самарской области - филиал ФГУП "Почта России" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 7, пункта 7.1 части 1 статьи 31, пункта 1,2 части 1 статьи 33, пункта 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Передать материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 марта 2017 г. N 160-12515-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2017