Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 марта 2017 г. N 169-12774-17/4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "СтандартСтрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания по адресу: ул. Полевая, д.57 в городском округе Похвистнево Самарской области (извещение N 0142300040417000002, начальная (максимальная) цена контракта - 58 441 750,00 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "СтандартСтрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания по адресу: ул. Полевая, д.57 в городском округе Похвистнево Самарской области (извещение N 0142300040417000002, начальная (максимальная) цена контракта - 58 441 750,00 рублей).
Согласно доводам заявителя Заказчиком утверждена аукционная документация со следующими нарушениями законодательства о контрактной системе:
1. Заказчик устанавил требования таким образом, что участнику, для заполнения заявки необходимо предоставить соответствующие показатели не только по указанному ГОСТ, но и по ГОСТам, на которые ссылается данный ГОСТ, в частности по позициям: Шурупы с полукруглой головкой тип 2 и Воздуховоды тип 1.
2. Заказчиком установлены требования к материалам, не соответствующие ГОСТ.
3. Инструкция для заполнения первой части заявки содержит противоречивые требования.
4. В разъяснениях положений документации в "ответе на Запрос 16.03" Заказчик не разъясняет положения документации, чем вводит участников в заблуждение.
5. Инструкция по заполнению заявки содержит противоречивые требования относительно "Значения показателей, отмеченных "*".
6. Заказчик вводит в заблуждение участников, давая неоднозначные и противоречивые разъяснения положений документации.
7. Требования к товару N 161 "Эмаль" установлены с нарушениями положений ГОСТ.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Инструкции по заполнению заявок участников: "Если ссылочный стандарт устанавливает дополнительные технические требования, в части использования нормативных ссылок на стандарт, к нормативным и техническим показателям на конкретные материалы, участником закупки должны быть учтены нормативные ссылки в части нормируемых показателей материалов."
Участник приводит в пример п. 22 - шурупы с полукруглой головкой (соответствие ГОСТу 1144-80). Нормативно-технический документ, регламентирующий товар поданным характеристикам - ГОСТ 1144-80: "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры". Заказчик ссылается в требованиях на данный ГОСТ (Требования стандарта данного ГОСТа являются обязательными), все основные характеристики товара указаны в данном ГОСТе, а также в ГОСТе предусмотрены ссылочно-нормативные документы с подробным указанием пункта, который они регламентируют, т.к. некоторые характеристики материалов регулируются несколькими ГОСТами.
Также ввиду утвержденного стандарта по ссылочным нормативно-техническим документам в ГОСТе, Заказчик указывает в инструкции: "Если ссылочный стандарт устанавливает дополнительные технические требования, в части использования нормативных ссылок на стандарт, к нормативным и техническим показателям на конкретные материалы, участником закупки должны быть учтены нормативные ссылки в части нормируемых показателей материалов.
Таким образом, Заказчиком в документации указаны ГОСТы, регламентирующие конкретные материалы, и включена инструкция по заполнению первой части заявки в случае наличия в указанных ГОСТах ссылочно-нормативных документов.
На основании изложенного, в действиях заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
2. В п.23 Требований к материалам заказчиком установлено требование: "Провода силовые тип 1" заказчиком установлено требование: "Масса 1 км провода более 285 кг".
Согласно ГОСТу 6323-79 по заданным характеристикам масса 1 км провода должна быть "не менее 287 кг".
Требования документации позволяют указать значение 286 кг, что не соответствует ГОСТу, а значит вводит Участников в заблуждение и является нарушением законодательства.
Однако Приложение 3 (Таблица 15), в котором приведены расчетные массы 1 км проводов - справочное, масса может отличаться у различных производителей.
Кроме того заказчиком были внесены изменения в аукционную документацию.
В настоящее время Заказчиком установлено требование: "Провода силовые тип 1_Масса 1 км провода не менее 287 кг".
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
3. Согласно доводам заявителя Инструкция для заполнения первой части заявки содержит противоречивые требования.
Согласно Инструкции:
"В случае, если в соответствии с нормативно-технической документацией значения показателя не нормируется, не определяется, не применяется, не используется, не регламентируется, отсутствует, необходимо, соответственно, указать значение показателя как "не нормируется", "не определяется", "не применяется", "не используется", "не регламентируется", "отсутствует".
Указание участником закупки ненормируемых, неопределяемых, неприменяемых, неиспользуемых, нерегламентируемых, отсутствующих значений показателя для предлагаемого товара (материала) будет расценено как указание недостоверных сведений".
Таким образом, если участник закупки укажет ненормированные значения, это приведет к тому, что указанные ненормированные характеристики будут расценены как недостоверные сведения. Если же нормативно-технической документацией значения показателей не нормируются, участник закупки указывает в заявке "не нормируются", в кавычках.
Запросов разъяснений положений документации по данным положениям не поступало.
На основании изложенного, Комиссия Самарского УФАС не усматривает противоречий в инструкции.
4. Согласно доводам заявителя в "ответе на Запрос 16.03" Заказчик не разъясняет положения документации, чем вводит участников в заблуждение.
В запросе указано:
"В соответствии с инструкцией:
"Значения показателей, сопровождающиеся союзом "или", "либо", знаками "/", ";", являющиеся однородными, определяющими многообразие вариантов, указываются путем выбора одной характеристики или одного показателя из приведенных подобным образом; значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", не конкретизируются, за исключением употребления "," в сочетании с союзом "или".".
В инструкции отсутствует описание, каким образом участнику следует указать значения, при одновременном использовании символа "," и символа ";", как в вышеуказанном случае.
Будет ли правильным, так как употребляется знак " ; ", указать участнику: "Марки стали: Ст3пс".
Или же необходимо выбрать 2 марки, например: "Ст3кп, 08кп"?
Ответ: в данном случае никаких дополнительных требований в связи с одновременным использованием символа "," и символа ";" нет. Участник должен руководствоваться Инструкцией".
В п. 176 требований к материалам указано: "Марка стали: СтЗпс; СтЗкп; 08пс, 08кп".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: "Значения показателей, сопровождающиеся союзом "или", "либо", знаками "/", ";", являющиеся однородными, определяющими многообразие вариантов, указываются путем выбора одной характеристики или одного показателя из приведенных подобным образом; значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", не конкретизируются, за исключением употребления "," в сочетании с союзом "или"."
Если заменить знак ";" на равнозначный (согласно инструкции) союз "или", а знак "," на равнозначный (согласно инструкции) союз "и", очевидно, что нужно выбрать из трёх показателей: "СтЗпс" или "СтЗкп" или "08пс" и "08кп".
На основании изложенного, Комиссия Самарского УФАС не усматривает противоречий в ответе заказчика на запрос разъяснений.
5. Согласно доводам заявителя Инструкция по заполнению заявки содержит противоречивые требования:
Согласно инструкции: "Значения показателей, отмеченные "*", указанные после словосочетания "в пределах", не конкретизируются".
Заказчик пояснил, что имеет в виду отсутствие необходимости конкретизации в каждом случае по отдельности: как в случае употребления знака "*", так и в случае употребления словосочетания "в пределах".
По данному вопросу запросов на разъяснение документации не поступало.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
6. Заказчику поступил запрос разъяснений:
Просим разъяснить, в документе "Приложение N3 Требования к применяемым товарам и материалам", пункт N 24: "...минимальный радиус изгиба не менее 7,5 диаметров", в данном случае допустимо оставить наименование показателя "минимальный радиус изгиба" в неизменном виде? Послужит ли это поводом для отклонения?
Ответ: допустимо".
В соответствии с инструкцией предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "или эквивалент", "аналог", "типа", "должен (-а) быть", "теоретическая", "около", "допускается", "допускаемый", "допустимое", "не менее", "не более", "не хуже", "или", "не ниже", "не выше", "не превышает", "максимальное", "минимальное", "требуется", "необходим" и производных однокоренных слов т.п., и/или допускать разночтения, двусмысленное толкование.
Однако в данном случае, указание "минимальный" относится не к конкретному показателю материала, а к наименованию показателя в соответствии с ГОСТ, о чем и был дан ответ на запрос разъяснений для участника - "Минимальный радиус изгиба при прокладке должен быть не менее указанного в табл. 20", "Минимальный расход цемента в кладочном растворе на 1 м3 сухого песка, кг".
Кроме того, по данному пункту заказчиком были внесены изменения в аукционную документацию.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
7. Согласно доводам заявителя требования к товару N 161 "Эмаль" установлены с нарушениями положений ГОСТ.
Товар N 161 "Эмаль" установлено требование "Степень перетира, мкм, не более 60".
В соответствии с таблицей 2 в ГОСТ 10144-89 "степень перетира не более 30 мкм":
Эмали должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2.
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
1. Цвет пленки эмали: |
Должен находиться в пределах допускаемых отклонений, установленных образцами (эталонами) цвета "Картотеки": |
По п. 3.3 |
защитный |
753, 754 |
|
серый |
881, 882 |
|
2. Внешний вид пленки |
После высыхания пленка должна быть однородной, без морщин, оспин, потеков и посторонних включений |
По п. 3.3 |
3. Массовая доля нелетучих веществ, % |
27 - 33 |
По ГОСТ 17537 и п. 3.4 настоящего стандарта |
4. Условная вязкость при температуре (20,0 +/- 0,5) °C по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм, с |
35 - 60 |
По ГОСТ 8420 |
5. Степень перетира, мкм, не более |
30 |
По ГОСТ 6589 и п. 3.5 настоящего стандарта |
6. Укрывистость высушенной пленки, г/м2, не более, эмали: |
|
По ГОСТ 8784, разд. 1 |
защитного цвета |
60 |
|
серого цвета |
50 |
|
7. Время высыхания при температуре (20 +/- 2) °C, ч, не более: |
|
По ГОСТ 19007 |
до степени 3 |
2 |
|
до степени 5 |
24 |
|
8. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более |
1 |
По ГОСТ 6806 |
9. Твердость покрытия по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник А), относительные единицы, не менее |
0,25 |
По ГОСТ 5233 |
(показатель 9 в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Росстандарта от 15.04.2014 N 339-ст) | ||
10. Адгезия, баллы, не более |
2 |
По ГОСТ 15140, разд. 2 |
(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом Росстандарта от 15.04.2014 N 339-ст) | ||
11. Стойкость пленки при температуре (20 +/- 2) °C, ч, не менее, к статическому воздействию: |
|
По ГОСТ 9.403 и п. 3.6 настоящего стандарта |
воды |
24 |
|
раствора кальцинированной соды |
24 |
|
индустриального масла |
24 |
|
бензина |
8 |
|
12. Сморщивание пленки эмали |
В местах нанесения на сухую пленку мазков эмали и капли растворителя не должно быть сморщивания |
По Приложению 1 |
Таким образом, Заказчик указал показатели, не соответствующие требованиям ГОСТ.
Однако, Заказчиком по данному пункту заказчиком были внесены изменения в аукционную документацию.
Довод заявителя обоснован.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтандартСтрой" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 марта 2017 г. N 169-12774-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2017