Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 апреля 2017 г. N 199-12708-17/4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:_
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Профит плюс", ООО "СМУ-12", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "Саммит", ООО "Альфастрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, с.Кинель-Черкассы, ул.Хальзова, 1 (извещение N 0342300000417000098, начальная (максимальная) цена контракта - 16 584 757,03 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалобы ООО "Профит плюс", ООО "СМУ-12", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "Саммит", ООО "Альфастрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, с.Кинель-Черкассы, ул.Хальзова, 1 (извещение N 0342300000417000098, начальная (максимальная) цена контракта - 16 584 757,03 рублей).
Согласно доводам ООО "СМУ-12", ООО "Альфастрой", ООО "Саммит" Заказчиком размещена документация электронного аукциона в нечитаемом формате, что создает для участников сложность в подготовке заявки.
Согласно доводам ООО "Профит плюс", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "Саммит" Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
По мнению заявителей включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Заявители просят признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель Заказчика просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная системе в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. ООО "СМУ-12", ООО "Альфастрой", ООО "Саммит" в своих жалобах указали на нечитаемость текста Приложения N1 к Техническому заданию Требования к материалам, размещенного на сайте Единой информационной системы, поскольку документ содержит хаотично расставленные пробелы (пропуски), что делает текст нечитаемым.
Файл включает 686 позиций на 95 страницах.
При этом в указанном файле фрагменты текста копируются, но последующее их редактирование с помощью текстовых редакторов затруднено, не обеспечивается возможность поиска текста, что создает для участников сложность в подготовке заявки на участие в аукционе, увеличивает трудовые и временные затраты, затрудняет определение потребностей заказчика в закупаемых материалах и работах.
По данному вопросу в адрес заказчика поступило 4 запроса разъяснений положений документации, что указывает на наличие объективных затруднений в участии в электронном аукционе.
Действия заказчика не соответствуют целям и принципам Закона о контрактной системе, что в свою очередь негативно сказывается на обеспечении гласности и прозрачности осуществления закупок, расширении круга участников и стимулировании участия.
На основании изложенного, доводы заявителей обоснованны.
2. В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе участник должен предложить конкретные характеристики поставляемого товара, соответствующие требованиям Аукционной документации.
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
Например, Заказчиком установлены следующие требования: "Битумно-полимерный гидроизоляционный материал
Разрывная сипа при растяжении в продольном направлении, не менее 60 кгс/50 мм Гипсовые вяжущие высшей категории
Максимальный остаток на сите с размером ячеек в свету 0,2 мм, не более 14%. Содержание металлопримесей в I кг гипса не более 8 мг. Объемное расширение до 0,2%. Примеси, не растворимые в соляной кислоте не более 1%. Водопоглощение менее 60%. Предел прочности образцов-балочек размерами 40x40x160 мм в возрасте 2 ч при сжатии от 5 Мпа и изгибе до 5 Мпа.
Краски масляные
Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С, не более 24 ч. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2) °С, не менее 0,5 ч. Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 22%
20%. Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0_0,5) °С, 65-140с
Укрывистость невысушенной пленки краски менее 235 г/м2.
Битумы нефтяные дорожные жидкие Температура начала кипения не ниже 145°С; 50 % перегоняется при температуре не выше 215°С или не выше 280 °С; 96 % перегоняется при температуре не выше 300°С или не выше 360 °С. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, 40-200с. Количество испарившегося разжижителя, не менее 7%.
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, не ниже 45°С.
Асфальтобетонная смесь дорожная
растяжимость при 25°С от 45 см, температура размягчения по кольцу и шару до 55°С мм.Характеристики песка: модулем крупности от 2 до 3 с полным остатком на сите N 063 не более семидесяти процентов, марка по прочности не менее тысячи, удельная эффективность активности естественных радионуклидов не более 170 Бк/кг, предел прочности на сжатие в насыщенном водой состоянии не менее сорока Мпа.
Физико-механические свойства а/б смеси: средняя плотность до десяти г/смЗ, пористость мин. части не более 16,
водостойкость не менее 0,7, содержание пылевидных и глинистых частиц не более трех процента от массы а/б, сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения не менее 0,75 Мпа, водостойкость при длительном водонасыщении не менее 0,6, сдвигоустойчивость при температуре 50°С не менее О.ЗМпа, трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин для асфальтобетонов всех типов от 2 до 7,5 Мпа, предел прочность при сжатии: при температуре 50°С 0,8-1,2 МПа, при температуре 20°С не менее 2 МПа, при температуре 0°С менее четырнадцати Мпа
Асфальтобетонная смесь дорожная
Физико-механические свойства а/б смеси: средняя плотность до десяти г/смЗ, пористость мин. части не более 1 б, водостойкость не менее О,7, содержание пылевидных и глинистых частиц не более трех процента от массы а/б, сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения не менее 0,75 Мпа, водостойкость при длительном водонасыщении не менее 6, сдвигоустойчивость при температуре 50°С не менее 0,ЗМпа, трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин для асфальтобетонов всех типов от 2 до 7,5 Мпа, предел прочность при сжатии: при температуре 50°С 0,8-1,2 МПа, при температуре 20°С не менее 2 МПа, при температуре 0°С менее четырнадцати Мпа
С характеристиками: растяжимость при 25°С от 45 см, температура размягчения по кольцу и шару до 55°С,
Песок природный для строительных работ. Содержание аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимого в щелочах - не более 50 ммоль/л.
Асфальтобетонная смесь дорожная. Физико-механические свойства а/б смеси: содержание пылевидных и глинистых частиц не более трех процента от массы а/б.
Электроды диаметром не менее 5 мм Э42А. Содержание в наплавленном металле: серы не более 0,030 %; фосфора не более 0,035 %.
Горячекатаная арматурная сталь. Массовая доля углерода должна быть 0,14% и более. Марганца должно быть более: в полуспокойной и спокойной стали 0,4%, кипящей
3. Доля кремния не должна быть: для спокойной стали более 0,17%, полуспокойной и кипящей 0,13% и более" и т.д.
Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Позиция ФАС России по данному вопросу изложена в Письме ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 ФАС России: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В связи с изложенным, доводы заявителя обоснованы, в действиях заказчика, уполномоченного органа усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Профит плюс", ООО "СМУ-12", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "Саммит", ООО "Альфастрой" обоснованными.
2.Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение статей 6, 7, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 апреля 2017 г. N 199-12708-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2017