Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 апреля 2017 г. N 195-12371-17/4
Резолютивная часть оглашена
06.04.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт в здании ГБОУ Борская СОШ N 1 "ОЦ" (извещение N 0342300004117000003, начальная (максимальная) цена контракта - 30 722 941,18 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт в здании ГБОУ Борская СОШ N 1 "ОЦ" (извещение N 0342300004117000003, начальная (максимальная) цена контракта - 30 722 941,18 рублей).
Согласно доводам заявителя Заказчик при составлении аукционной документации допустил следующие нарушения:
1. Заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования в пункте 53 "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая", нарушающие правило объективного описания объекта закупки.
2. Потенциальный участник закупки не может указать достоверные показатели о функциональных (потребительских свойствах) и качественных характеристиках очеса льняного.
3. Заказчиком установлена несуществующая единица измерения показателя теплопроводности "Вт(мхК)", то есть Вт*(м*К).
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N 1 к Техническому заданию в таблице "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" в пункте 53 "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая" указано:
В Техническом задании на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ Борская СОШ N 1 "ОЦ" указано:
"В случае если в документации установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (использованы слова/слово сочетания "более", "менее", "не ниже", "не выше", "ниже", "выше", "свыше", символ, ">","", "<","
", "минимальный", "максимальный" или их производные), участник размещения заказа должен предоставить сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов/словосочетаний и символов, при этом такие сведения должны соответствовать установленными Требованиями к материалам, материалов согласно документации. Если иное прямо не предусмотрено настоящей документацией/
В случае если в документации установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (использованы слова/слово сочетания "от ...до ..."), кроме климатических и температурных условий и условий применения электродов, участник размещения заказа должен предоставить сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов/словосочетаний и символов, при этом такие сведения должны соответствовать установленными Требованиями к материалам, материалов согласно документации. Если иное прямо не предусмотрено настоящей документацией".
В Техническом задании на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ Борская СОШ N 1 "ОЦ" Заказчиком установлено требование о том, что все применяемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов, в том числе ГОСТ 25129-82.
Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" данные показатели определяют в результате испытаний в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании, которое отсутствует у поставщика.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании изложенного, установление в аукционной документации требований к указанию конкретных значений степени разбавления грунтовки растворителем, степени перетира, массовой доли нелетучих веществ, времени высыхания до степени 3, при (1055)°C, эластичности пленки при изгибе, условной вязкости при (20,0
0,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, стойкости пленки к статическому воздействию минерального масла при (20
2)°С, толщине высушеной пленки, прочности пленки при ударе на приборе типа У-1, расслаиванию и расходу грунтовки, являются избыточными требованиями.
В письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее:
"3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
На основании изложенного действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Довод заявителя признается обоснованным.
В приложении N 1 к Техническому заданию в таблице "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" в пункте 3 "Очес льняной" указано:
В Техническом задании на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ Борская СОШ N 1 "ОЦ" Заказчиком установлено требование о том, что все применяемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов, в том числе ГОСТ 53486-2009.
Согласно п. 5.2 ГОСТ Р 53486-2009 "Очес льняной. Технические условия", на заводе-изготовителе наносят следующую маркировку на очес льняной:
Всю остальную информацию по данному материалу, которую требует указать в своей заявке Заказчик, можно узнать только после лабораторных испытаний на соответствующем оборудовании. Подрядчик не производит очес льняной и не может сделать анализ массовой доли костры, сорных примесей и инкрустов, шишковатости, фактической влажности очеса льняного.
Таким образом, требования конкретизации в заявках участников закупки установленных выше показателей провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске на основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признается обоснованным.
В приложении N 1 к Техническому заданию в таблице "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" в пункте 31 "Гвозди строительные трефовые без перемычек" указано:
В Техническом задании на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ Борская СОШ N 1 "ОЦ" Заказчиком установлено требование о том, что все применяемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов, в том числе ГОСТ 4028-63
Согласно ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" гвозди трефовые строительные диаметром головки "не < 5 мм" могут иметь минимальный размер диаметра стержня 2,5 мм (Рисунок 1).
Рисунок 1
На момент подачи заявки потенциальному участнику закупки не обязательно иметь в наличии гвозди строительные трефовые, в таком случае, значение показателя "Масса 1000 гвоздей" в своей заявке потенциальный участник закупки может указать только исходя из таблицы "Теоретическая масса гвоздей" ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры". Согласно данной справочной таблице гвозди строительные круглые с диаметром стержня 2,5 мм и длиной "более 50 мм" (то есть 2,5х60 мм) имеют массу 1000 гвоздей 2,23 кг. Так как масса гвоздей трефовых без перемычек на 15% меньше массы круглых гвоздей того же размера, то минимальное значение показателя "Масса 1000 гвоздей", удовлетворяющая требованиям Заказчика "диаметром менее 8,0 мм, длиной должна быть более 50 мм. Диаметр головки не < 5 мм", равно 1,8955 кг (2,23 кг-15%) (Рисунок 2).
Рисунок 2
Заказчиком же установлено заведомо заниженное требование к массе 1000 гвоздей "более 1,87 кг".
На основании изложенного действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В приложении N 1 к Техническому заданию в таблице "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" в пункте 31 "Трубы чугунные канализационные" указано:
Единица измерения показателя теплопроводности "Вт(мхК)" установленная в документации соответствует "ГОСТ 1412-85 (СТ СЭВ 4560-84). Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки":
Таким образом довод заявителя о том что Заказчиком установлена несуществующая единица измерения показателя теплопроводности "Вт(мхК)" необоснован.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. частично обоснованной,
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,
3.Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии:_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 апреля 2017 г. N 195-12371-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2017