Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 апреля 2017 г. N 231-10604-17/4
Резолютивная часть оглашена
12.04.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Приоритет Тольятти" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту в здании СДК в с. Подсолнечное и приобретение кресел (извещение N 0342300004117000010, начальная (максимальная) цена контракта - 2 965 640,00 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Приоритет Тольятти" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту в здании СДК в с. Подсолнечное и приобретение кресел (извещение N 0342300004117000010, начальная (максимальная) цена контракта - 2 965 640,00 рублей).
Согласно доводам заявителя, Заказчик при составлении аукционной документации в пунктах 5, 12 приложения N 1 к документации электронного аукциона указал требования к материалам, которые не могут быть известны на момент подачи заявки.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При описании объекта закупки в аукционной документации были установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ.
В Приложение N 1 к техническому заданию установлены следующие требования:
"п. 5 Плитки керамические для полов гладкие неглазурованные, глазурованные. Предел прочности при изгибе, МПа, от 24. Износостойкость (по кварцевому песку), для неглазурованных плиток, г/см2, менее или равно 0,18. Твердость глазури по Моосу для глазурованных плиток не менее 5.
п. 12 Древесностружечные плиты. Влажность, % 13. Покоробленность, мм
1,6. Шероховатость поверхности пласти
500 мкм. Предел прочности при изгибе, МПа, не менее десяти. Предел прочности при растяжении перпендикулярно к пласти плиты, МПа, не менее ноль целых и двадцать четыре сотых".
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
В пункте 5 Приложения N 1 к техническому заданию установлены требования в соответствии с государственными стандартами, которые находятся в свободном доступе.
Доказательств невозможности указать требования к материалу "Плитки керамические для полов" на этапе подачи заявок, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявителем не представлено.
На основании изложенного, довод заявителя признается необоснованным.
В пункте 12 Древесностружечные плиты установлено, в частности, требование к Влажности (% 13).
В Инструкции по заполнению заявки установлены требования: "Участники закупки в составе заявки указывают конкретные показатели товаров в соответ-ствии с требованиями, установленными настоящим техническим заданием и Приложением N1 к техническому заданию. Конкретными показателями товара, соответствующими значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, являются: указание участником конкретных характеристик, в том числе цветовых, физических величин, или их числовые значения.
В случае если в документации установлены требования к максимальным и/или минималь-ным значениям показателей (использованы слова/слово сочетания "более", "менее", "не ниже", "не выше", "ниже", "выше", "свыше", символ, ">","", "<","
", участник размещения заказа должен предоставить сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов/словосочетаний и символов_".
Указанные требования в части конкретизации к проценту влажности древесностружечной плиты не могут быть исполнены в силу химико-физической природы материала и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске на основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлены требования, требующие конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Так, согласно Письму ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке." (цитата из Письма ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16).
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Довод заявителя признается обоснованным.
На участие в аукционе подано 5 заявок, отказов в допуске к участию в аукционе по оспариваемым положениям не осуществлялось, запросов разъяснений не подавалось.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Приоритет Тольятти" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии: _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 апреля 2017 г. N 231-10604-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017