Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 апреля 2017 г. N 233-10604-17/4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Приоритет Тольятти", ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы "Образовательный центр" с.Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области (извещение N 0142300042017000009, начальная (максимальная) цена контракта - 41 042 218,38 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Приоритет Тольятти", ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы "Образовательный центр" с.Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области (извещение N 0142300042017000009, начальная (максимальная) цена контракта - 41 042 218,38 рублей).
1. Согласно доводам ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ":
1) заказчиком не установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям;
2) заказчиком установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара;
3) Приложение N2 к Техническому заданию размещено в формате, не позволяющем произвести поиск и копирование фрагментов текста.
2. Согласно доводам ООО "Приоритет Тольятти" заказчиком установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара.
3. Согласно доводам ООО "Перспектива":
1) в проекте контракта и извещении о проведении аукциона указана противоречащая информация относительно начальной цены контракта;
2) некорректно установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации;
3) некорректно установлены дополнительные требования к участникам закупки;
4) заказчиком нарушены положения ст. 37 Закона о контрактной системе в части установления антидемпинговых мер.
1. 1) Согласно доводу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" заказчиком не установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В п. 13.3 Информационной карты электронного аукциона установлено:
"Дополнительные требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и перечень предъявляемых документов: Установлены.
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
(постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям").
Документы, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона или копии таких документов.
Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Кроме того, в извещении о проведении электронного аукциона установлены требования о представлении участниками электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона или копии таких документов, в аукционной документации - в п. 19.3.
Таким образом, Заказчиком установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона.
На основании изложенного, довод заявителя несостоятелен.
2) Согласно доводу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В Инструкции по заполнению заявок участников указано: "При заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе,
и согласие на использование товара, в отношении которого в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией
а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) или согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе
также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара_
При указании значений показателей не могут быть использованы слова и знаки: "не более", "не ме-нее", "должен", "не выше", "не ниже" или их производные, "от", "до", "или", "<", ">", "/" и т.п., за исключением случаев, если это предусматривается нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара".
Таким образом, Инструкция по заполнению заявки участника не содержит требований по конкретизации характеристик компонентов товара, показателей товара, которые не могут быть определены на этапе подачи заявок.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
3) Согласно доводу жалобы Приложение N2 к Техническому заданию размещено в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, возможности поиска.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заказчиком на официальном сайте прикреплен файл технического задания аукционной документации в формате PDF. Данный формат указан в инструкции сайта как разрешенный для применения.
Указанный файл открывается, возможность копирования фрагментов текста, а также возможность поиска обеспечена.
Запросов разъяснений в адрес заказчика не поступало.
На участие в электронном аукционе подано 5 заявок.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
2. Довод ООО "Приоритет Тольятти" об установлении требований к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе рассмотрен ранее.
3. Согласно доводам ООО "Перспектива":
1) в проекте контракта и извещении о проведении аукциона указана противоречащая информация относительно размера обеспечения заявок.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В извещении о проведении закупки установлен размер обеспечения исполнения контракта 4 104 221,84 рублей, при этом в п. 2.6 проекта контракта установлена иная сумма: "Подрядчик до подписания Контракта предоставляет Заказчику обеспечение исполнения обязательств по Контракту в размере 10 % от начальной стоимости контракта в сумме 4 104 221 (четыре миллиона сто четыре тысячи двести двадцать один) рубль 59 копеек".
Таким образом, довод заявителя обоснован.
2) В пункте 9 Информационной карты электронного аукциона установлена дата начала и окончания предоставления разъяснений положений документации:
"Дата начала предоставления разъяснений: 21.03.2017 г.
Дата окончания предоставления разъяснений: 05.04.2017 г., при условии, что запрос о предоставлении разъяснений документации об Аукционе поступил Заказчику не позднее "03" апреля 2017 года".
Дата и время окончания подачи заявок: 07.04.2017 09.00 ч.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
При этом заказчику в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе необходимо разместить в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе".
Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 07.04.2017 г., Заказчик установил дату окончания срока предоставления разъяснений - 05 апреля 2017 г.
Таким образом, заказчиком верно установлен срок дачи разъяснений документации об аукционе.
Довод заявителя необоснован.
3) Согласно доводам заявителя некорректно установлены дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Заказчиком в п. 45 Информационной карты установлены дополнительные требования к участникам закупки (ч.2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ):
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
(Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям")".
Таким образом, заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Довод заявителя необоснован.
4) По мнению заявителя заказчиком нарушены положения ст. 37 Закона о контрактной системе в части установления антидемпинговых мер.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении Конкурса или Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и Участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая, контракт заключается только после предоставления таким Участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Однако в проекте контракта содержится следующее условие: "2.3...Если при проведении аукциона предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанного в п. 2.3. Контракта или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, но при этом Заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность Участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Заказчиком не учтены положения статьи 37 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод заявителя обоснован.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Приоритет Тольятти" необоснованными, жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 апреля 2017 г. N 233-10604-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017