Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 апреля 2017 г. N 307-
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
21.04.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Перспектива" на действия Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, с.Кинель-Черкассы, ул.Хальзова, 1 (извещение N 0342300000417000098, начальная (максимальная) цена контракта - 16 584 757,03 рублей),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, с.Кинель-Черкассы, ул.Хальзова, 1 (извещение N 0342300000417000098, начальная (максимальная) цена контракта - 16 584 757,03 рублей) (далее - аукцион).
Согласно доводу Заявителя, аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе в части требований Заказчика к указанию материалов.
Также Заявитель считает, что Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, чем в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился, представил письменные возражения на жалобу, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации: "При заполнении участником закупки заявки на участие в закупке необходимо учитывать, что значения показателей: не должны сопровождаться словами: эквивалент, аналог и т.д.; не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование, не должны содержать слова, словосочетания и знаки, а так же их сокращения и производные: "или", "либо", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "запрещается", "требуется", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "-"(дефис),">", "<", "менее", "выше", "ниже", "возможность", "допускается", "примерно", "ориентировочно".
В случае, если заказчиком для определения соответствия товара используется значение показателя со словами, связками слов, знаками:
- "не менее", "не ниже", "от" - участником устанавливается конкретное значение равное или превышающее указанное.
- "не более", "не выше", "до" - участником устанавливается конкретное значение равное или менее указанного.
- "более", "выше", "свыше", ">" - участником устанавливается конкретное значение превышающее указанное.
- "менее","ниже", "<" - участником устанавливается конкретное значение меньше указанного.
- "-" (дефис), ""от"___ - "до"___", ""не менее"___ - "не более"___" и т.д. - участником устанавливается конкретное значение в рамках указанного, включая предельные (крайние) показатели."
Указанные требования Инструкции по заполнению первой части заявки аукционной документации не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянством. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 6 раздела 6.1 документации об электронном аукционе, части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в соответствии с требованиями к применяемым товарам и материалам, используемым при выполнении работ аукционной документации, в частности требуется: "Горячекатаная арматурная сталь, массовая доля углерода должна быть 0,14% и более, доля спокойной стали более 0,17%, полуспокойной и кипящей 0,13% и более; известь строительная, остаток на сите N008 менее 18%" и т.д.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
Также Заявитель считает, что Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, чем в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение.
Пунктом 7.3 проекта муниципального контракта предусмотрено, что денежные средства, внесенные Исполнителем в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются Исполнителю в течение 10 (десяти) рабочих дней, после выполнения Исполнителем своих обязательств по контракту и направления соответствующего требования Заказчику.
Пунктом 7.7 проекта муниципального контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что оспариваемые положения муниципального контракта не нарушают Закон о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 апреля 2017 г. N 307-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2017