Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 апреля 2017 г. N 310-11764-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
21.04.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Перспектива", ООО "Новострой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ с. Каменка, расположенного по адресу: 446931, Самарская область, муниципальный район Шенталинский, с. Каменка, ул. Школьная, д. 1А (извещение N0142300018417000021, начальная (максимальная) цена контракта - 15 052 131, 90 руб.).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "Новострой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ с. Каменка, расположенного по адресу: 446931, Самарская область, муниципальный район Шенталинский, с. Каменка, ул. Школьная, д. 1А (извещение N0142300018417000021, начальная (максимальная) цена контракта - 15 052 131.90 руб.)(далее - Аукцион).
Согласно доводам жалобы ООО "Перспектива" разъяснения документации об аукционе, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС), не содержат текста самого запроса, также Заказчиком неверно указана дата окончания срока предоставления разъяснений документации, что является нарушением ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, в нарушение положений Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит группы работ, по которой участникам закупки следует предоставлять документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
Также Заявитель считает, что п.10.2, п.10.3 проекта контракта не соответствуют ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы ООО "Новострой" в документации об аукционе не установлен конкретный размер объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Также ООО "Новострой" указывает, что Заказчик ссылается на один раздел документации, где содержатся требования к материалам, а в разъяснении документации указывает другой раздел, тем самым нарушая ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя в действиях Заказчика также содержится нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, поскольку разъяснения документации не содержат текста самого запроса.
В связи с изложенным ООО "Перспектива", ООО "Новострой" просят выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель Уполномоченного органа против доводов жалоб частично возражал, пояснил, что часть доводов жалоб является обоснованной, также представил письменные пояснения на жалобы.
Выслушав доводы стороны, изучив материалы жалоб, документацию об аукционе, заявки участников, протоколы и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе
Ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Установлено, что в единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru запросы участников не размещены, что нарушает положения ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
В то же время, запросы о разъяснении документации размещены на сайте оператора электронной торговой площадки www.etp-ets.ru, также на данном сайте размещены ответы на данные запросы, что позволяет идентифицировать на какой запрос участника Заказчиком дан ответ.
В информационной карте электронного аукциона указано, что датой начала срока предоставления разъяснений положений документации является 04.04.2017 г., датой окончания - 14.04.2017 г.
В информационной карты электронного аукциона также указана дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 18.04.2017 г.
На основании вышеизложенного последним днем для дачи разъяснений положений документации является 17.04.2017 г., поскольку второй день выпадает на выходной.
Согласно ст.193 Гражданского кодекса РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, Заказчик неверно указал дату окончания срока дачи разъяснений положений документации об аукционе, что также является нарушением ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
Ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с ч.4 с.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N99 от 4 февраля 2015 г. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 требуются документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
-копия исполненного контракта (договора);
-копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
-копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Из материалов дела следует, что в Информационной карте документации об аукционе дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с вышеуказанными нормами установлены.
Требование об указании в документации об аукционе конкретных групп работ, по которым следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта, в Законе о контрактной системе отсутствует.
Ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в иных установленных случаях.
Между тем, п.10.2 проекта муниципального контракта установлено следующее: "Если в результате обстоятельств непреодолимой силы результатам работ был нанесен значительный, по мнению одной из Сторон, ущерб, то эта Сторона обязана уведомить об этом другую в 10-дневный срок, после чего Стороны обязаны обсудить целесообразность дальнейшего продолжения работ и (или) заключить дополнительное соглашение с обязательным указанием новых сроков, порядка ведения и стоимости работ, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью настоящего Контракта, либо инициировать процедуру расторжения Контракта_..".
В п.10.3 проекта контракта также установлено "Если, по мнению Сторон, работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно настоящему Контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия".
Однако, данные условия не учитывают положения ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В п.2.3 проекта контракта указано, что подрядчик при исполнении контракта по согласованию с Заказчиком вправе привлечь субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), общий объем работ, выполняемый привлекаемыми субподрядчиками в денежном выражении, должен составлять не менее 15% (пятнадцати процентов) от цены контракта.
Таким образом, в нарушение ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе конкретный объем работ, выполняемый привлекаемыми субподрядчиками из числа СМП, не определен.
П.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В п.2.7 раздела "Общие требования" документации об аукционе указано, что максимальные и (или) минимальные значения используемых при выполнении работ материалов для определения соответствия потребностям заказчика представлены в приложениях N 1, 4 к Информационной карте.
В информационной карте указано, что объемы работ, марки и типы материалов представлены в дефектной ведомости (Приложение N 4 к Информационной карте).
В то же время в ответе на запрос участника о разъяснении положений документации об аукционе Заказчик указал, что требования к товарам (материалам) установлены в приложении N1 к Информационной карте.
Между тем, данные разночтения в документации являются не существенными, поскольку в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0142300018417000021 от 19.04.2017 г. для участия в данной закупке подано 19 заявок, 16 участников допущено к участию в аукционе.
Таким образом, допущенные Заказчиком нарушения Закона о контрактной системе на проведение данной закупки не повлияли.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Перспектива", ООО "Новострой" частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение ч.6 ст.30, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 апреля 2017 г. N 310-11764-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017