Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 апреля 2017 г. N 289-12452-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
20.04.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России А.Р. Баженова, врио начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России И.И. Таран, специалиста первого разряда отдела контроля закупок Самарского УФАС России М.А. Фокиной,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по выполнению работ по устройству подводящей тепловой сети для котельной на пересечении улиц Грозненской и Стромиловского шоссе в Куйбышевском районе городского округа Самара (извещение N 0142300048517000089, начальная (максимальная) цена контракта - 176 096 828,86 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по выполнению работ по устройству подводящей тепловой сети для котельной на пересечении улиц Грозненской и Стромиловского шоссе в Куйбышевском районе городского округа Самара (извещение N 0142300048517000089, начальная (максимальная) цена контракта - 176 096 828,86 рублей). (далее - аукцион).
Согласно доводу Заявителя, аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласны, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Заявитель считает, что в пункте 35 Информационной карты требование о предоставлении во второй части заявки свидетельства СРО по пунктам 1.1, 2.1, 3.1, 12.11 является неправомерным.
Согласно пункту 35 Информационной карты вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, включающее в себя следующие виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, в том числе: 1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках; 1.1. Разбивочные работы в процессе строительства; 2. Подготовительные работы; 2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений; 3. Земляные работы; 3.1. Механизированная разработка грунта; 12.11. Работы по теплоизоляции трубопроводов; 12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов).
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. "*" Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Согласно части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
10.2) подвесные канатные дороги;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Объект закупки не относится к объектам, поименованным в части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, довод заявителя признается обоснованным.
Заявитель считает, что заказчиком в документации не установлены требования в соответствии с пунктом 2 приложения 1 Постановления N 99.
В пункте 37 Информационной карты установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- копию исполненного контракта (договора);
- копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В Постановлении N99 не установлен перечень документов, необходимый для каждой отдельной группы работ: работы по строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие).
Заказчик установил дополнительные требования и соответствующий им перечень документов в соответствии с Постановлением N99.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации: "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "или эквивалент", "аналог", "типа", "должен (-а) быть", "теоретическая", "около", "допускается", "допускаемый", "допустимое", "не менее", "не более", "не хуже", "или", "не ниже", "не выше", "не превышает", "максимальное", "минимальное", "требуется", "необходим" и производных однокоренных слов т.п., и/или допускать разночтения, двусмысленное толкование. Знак "-" означает, что участнику необходимо указывать одно конкретное значение, из представленного диапазона значений через знак "-" включая крайние значения; значения показателей, сопровождающихся словами "до" должны иметь конкретное значение, которое меньше или равно установленного.".
Указанные требования Инструкции по заполнению первой части заявки аукционной документации не могут быть исполнены, так как Закон о контрактной системе не обязывает участника иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации.
Заказчиком в соответствии с требованиями к применяемым товарам и материалам, используемым при выполнении работ аукционной документации, в частности требуется: "Массовая доля химических элементов: С (от 0,14% до 0,29%), Mn (от 0,3% до 1,6%), Si (до 0,9%)."; "Наибольшая крупность заполнителя, 80 мм - 120 мм. Содержание фракций в крупном заполнителе, 5% - 55%." и т.д.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Таким образом, инструкция провоцирует участника закупки на указание недостоверных сведений, что является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе по части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заявитель считает, что требования, установленные Заказчиком по пунктам 87 , 95, 106 Приложения не соответствуют ГОСТу 28013-98.
Согласно таблице 1 ГОСТа 28013-98 марка по подвижности имеет показатель Пк.
/----------------------------------------------------------------\ |Марка по подвижности П | Норма подвижности по погружению конуса,| | к| см | |-----------------------+----------------------------------------| | П 1 | От 1 до 4 включ. | | к | | | П 2 | Св. 4 " 8 " | | к | | | П 3 | " 8 " 12 " | | к | | | П 4 | " 12 " 14 " | | к | | \----------------------------------------------------------------/
В пункте 87 "Раствор готовый кладочный тип 1" установлены следующие характеристики: "марка по подвижности П2 - П3". Аналогичные характеристики в пунктах 95, 106.
На основании вышеизложенного, характеристики установленные в аукционной документации не соответствует ГОСТу, довод Заявителя признается обоснованным.
Вышеуказанные нарушения препятствуют подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
Комиссия Самарского УФАС усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением Закона о контрактной системе.
Комиссией Самарского УФАС России ранее рассматривались жалобы ООО "Профит-плюс", ООО "Перспектива" в отношении спорной закупки, по результатам рассмотрения которых в действиях Заказчика, Уполномоченного органа установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 апреля 2017 г. N 289-12452-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.05.2017