Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 апреля 2017 г. N 336-12823-17/4
Резолютивная часть решения оглашена
27.04.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Эксперт", ООО "Тольяттистрой" на действия аукционной комиссии Администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее-Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту водовода Д-400 мм Бутырского водозабора (извещение N 0142300001217000014, начальная (максимальная) цена контракта - 5 363 027,24 рублей),
в присутствии представителей: от Уполномоченного органа - Эккерт Т.Ю. (доверенность), от ООО "Эксперт" - Шишкина М.Ю. (доверенность), Зиновьевой Г.Г., от ООО "Тольяттистрой" - Качеева А.В. (доверенность), от Заказчика представители на рассмотрение жалобы не явились, извещены надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие не направляли,
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Эксперт", ООО "Тольяттистрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту водовода Д-400 мм Бутырского водозабора (извещение N 0142300001217000014, начальная (максимальная) цена контракта - 5 363 027,24 рублей) (далее - аукцион).
Заявители считают решение аукционной комиссии об отказе ООО "Эксперт" (заявка N2), ООО "Тольяттистрой" (заявка N12) в допуске к участию в аукционе неправомерным, поскольку заявки поданы в соответствии с требованиями аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобы обоснованными, отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Представитель Уполномоченного органа против доводов Заявителей возражал, указывая на правомерность принятого аукционной комиссией решения, просил отказать в удовлетворении жалоб, представил письменные возражения по жалобам.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документацию об аукционе, заявки участников, протоколы и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении
о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работ или оказания услуг, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки участника должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заявителям ООО "Эксперт" (заявка N2), ООО "Тольяттистрой" (заявка N12) отказано в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям указанным в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2017 года N0142300001217000014-1.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что заявке ООО "Эксперт" (заявка N2) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта
1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе; пункт 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе - непредставление сведений, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункт 3 раздела 4.1 документации об аукционе в электронной форме: 1) участником электронного аукциона не полностью представлены материалы, используемые при выполнении работ, и их показатели, соответствующие значениям, установленным пунктами 13, 22, 23 локального ресурсного сметного расчета аукционной документации; 2) участником электронного аукциона представлены недостоверные сведения относительно конкретного показателя материалов пункт 3 ведомости материалов аукционной документации на основании пунктов 17, 24, 27 локального ресурсного сметного расчета аукционной документации; 3) участником электронного аукциона не полностью представлены конкретные показатели материалов соответствующие пункту 5 ведомости материалов аукционной документации на основании пунктов 8, 15 локального ресурсного сметного расчета аукционной документации; 4) участником электронного аукциона не полностью представлены конкретные показатели материалов соответствующие пункту 6 ведомости материалов на основании пункта 20 локального ресурсного сметного расчета аукционной документации.
Участнику ООО "Тольяттистрой" (заявка N12) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе; пункт 1 часть 4 статья 67 Закона о контрактной системе - непредставление сведений, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктом 3 раздела 4.1 документации об аукционе в электронной форме, а именно: 1) участником электронного аукциона не полностью представлены показатели используемых материалов, соответствующие значениям, установленным пунктом 9 ведомости материалов аукционной документации на основании пункта 27 локального ресурсного сметного расчета аукционной документации; 2) участником электронного аукциона не полностью представлены конкретные показатели используемых материалов, соответствующие значениям, установленным пунктами 5,6 ведомости материалов аукционной документации.
В ходе рассмотрения жалоб представитель заявителя ООО "Тольяттистрой" признал правомерным отказ в допуске по основанию, указанному в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2017 года N0142300001217000014-1, а именно по непредоставению в заявке конкретных показателей материалов, соответствующих значениям, установленным пунктами 5, 6 ведомости материалов аукционной документации.
Доводы заявителей ООО "Эксперт" (заявка N2), ООО "Тольяттистрой" (заявка N12) в отношении неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе проверены Комиссией Самарского УФАС России в полном объеме, указанная в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2017 года N0142300001217000014-1 аргументация членов аукционной комиссии относительно мотивов отказа в допуске обоснована и соответствует действительности, в связи с чем, оснований для пересмотра решения аукционной комиссии нет.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в пункте 3 ведомости материалов требуется: "Электроды диаметром 4-6 мм. Должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2 или для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости. Покрытие среднее или толстое. Должны быть изготовлены из низкоуглеродистой или высоколегированной сварочной проволоки и предназначены для сварки током любой полярности с напряжением холостого хода 50 (5) В. Временное сопротивление разрыву металлу шва или наплавленного металла, от 42 кгс/мм2. Относительное удлинение, не ниже восемнадцати процентов. Ударная вязкость не ниже 8кгс*м/см2. Содержание серы и фосфора не должно быть более 0,040 и 0,045 соответственно. Максимальная рабочая температура, при которой регламентированы показатели длительной прочности наплавленного металла и металла шва, не ниже 450°С. Длина электрода не менее 350 мм. Максимальный линейный размер поры или шлакового включения не более 1,5 мм. Отношение диаметра покрытия к диаметру стержня электрода (D/d) - l,2<D/d
l,8. Разность толщины покрытия в диаметрально противоположных участках электрода не должна превышать 0,28 (0,36). Длина зачищенного от покрытия конца
20 мм. Универсальное описание установлено для материалов, соответствующих п. 5,17,24,27, локального ресурсного сметного расчета".
Пунктом 5 локального ресурсного сметного расчета аукционной документации требуется: "Электроды диаметром 4 мм Э50А".
Пунктом 17 локального ресурсного сметного расчета аукционной документации требуется: "Электроды диаметром 6 мм Э42".
Пунктами 24, 27 локального ресурсного сметного расчета аукционной документации требуется: "Электроды диаметром 4 мм Э42".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 9467-75, ссылка на который содержится в аукционной документации, установлено, что для электродов типа Э42 соответствуют следующие показатели: временное сопротивление разрыву металлу шва или наплавленного металла - 42 кгс/мм2, относительное удлинение - 18%, ударная вязкость - 8кгс-м/см2; для электродов типа Э50А соответствуют следующие показатели: временное сопротивление разрыву металлу шва или наплавленного металла - 50 кгс/мм2, относительное удлинение - 20%, ударная вязкость 13кгсм/см2.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в том, что в ведомости материалов аукционной документации Заказчика расширены границы допускаемых значений показателей.
По данному пункту отклонили 1 заявку участника закупки.
Также, пунктом 9 ведомости материалов требуется: "Трубы стальные электросварные, наружный диаметр свыше 406,4 мм, толщина стенки не менее 6 мм. Применяются как трубы общего назначения из углеродистой и низколегированной стали. Изготовлены путем сварки прямого стыка, параллельного оси трубы или путем формовки по спирали и непрерывной сварки стыка спиральным швом. Должны быть: прямошовные с одним продольным швом, ВЧС или ДСФП; прямошовные с двумя продольными швами, ДСФ2П; спиральношовные со спиральным швом, ДСФС. Должны быть: с термической обработкой по всему объему; с локальной термической обработкой; без термической обработки. По точности изготовления - обычной точности. Мерной длины, в пределах от 1,5 до 18,0-м; немерной длины, в пределах от 1.5 до 18,0-м; длины, кратной мерной, - в пределах от 1,5 до 18,0-м с припуском на каждый рез по 5 мм. Группы А; Б. С нормированием или без нормирования химического состава стали, с нормированием или без нормирования механических свойств. Класса прочности от КП175 до КП460 или марки стали: СтО; Ст1кп; Cmlnc; Cmlcn; Ст2кп; Ст2пс; Ст2сп; СтЗкп; СтЗпс; СтЗсп; СтЗГпс; СтЗГсп; Ст4кп; Ст4пс; Ст4сп; Ст5пс; Ст5сп; Ст5Гпс; Стбпс; Стбсп; 09Г2; 09Г2С; 10Г2С1; 14Г2; 15ХСНД; 10ХНДП; 10Г2Б; 10ХСНД; 15Г2СФ; 12ГС; 12Г2Б; 14Г2; 14ХГС; 14Г2АФ; 15ГФ; 15Г2АФпс; 16ГС; 16Г2АФ; 17ГС; 17Г1С; 18Г2АФпс. Отклонение от прямолинейности труб (для труб ВЧС, ДСФП, ДСФ2П) на любом участке длиной 1-м - 1.5 мм. Теоретическая масса 1 м труб при плотности стали равной 7,85 г/см3 не менее 62,15 кг. Трубы стальные сварные должны быть пожаробезопасны, взрывобезопасны, электробезопасны, нетоксичны, не представлять радиационной опасности и не оказывать вреда окружающей природной среде и здоровью человека при испытании, хранении, транспортировании, эксплуатации и утилизации. Универсальное описание установлено для материалов, соответствующих п. 19,27, локального ресурсного сметного расчета".
Пунктом 19 локального ресурсного сметного расчета аукционной документации требуется: "Трубы стальные электросварные прямошовные и спирально-шовные группы А и Б с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм2, наружный диаметр 426 мм, толщина стенки 6 мм.".
Пунктом 27 локального ресурсного сметного расчета аукционной документации требуется: "Трубы стальные электросварные прямошовные и спирально-шовные группы А и Б с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм2, наружный диаметр 426 мм, толщина стенки 7 мм.".
Таким образом, Заказчиком в ведомости материалов аукционной документации не ограничен верхний предел толщины стенки труб, в то время как локальным ресурсно-сметным расчетом аукционной документации установлены конкретные показатели 6 и 7.
По данному пункту отказано в участии в электронном аукционе 4 участникам.
Кроме того, пунктом 5 ведомости материалов аукционной документации требуется: "Труба напорная из полиэтилена. Массовая доля летучих веществ мг/кг, не более 350".
Пунктом 7.18 инструкции по заполнению заявки аукционной документации предусмотрено, что при описании каких-либо параметров следует указывать параметры в соответствии с потребностью заказчика например: заказчик установил требование к параметру: "не более 100 кг". Если Вы укажете "100 кг", "80 кг", заявка будет допущена. Заявка будет отклонена если Вы укажете: "до 100 кг", "80- 90 кг", "90 кг +/-2%о", "не более 100 кг", - отсутствие конкретного показателя, "более 100 кг" (превышение), "20 фунтов" (применение неустановленной системы мер и весов). Если заказчик установил параметры в диапазоне "не шире...", Вы можете предложить товар в пределах указанного диапазона, а если заказчик установил диапазон "не уже...", характеристика товара должна быть равной или выходить за рамки указанного диапазона. Однако, всегда при указании показателей применяемых материалов, товаров, следует согласовывать значения с требованиями государственных стандартов. В случае дублирования в заявке в качестве показателей товара (используемого материала) норм (диапазонов значений) технических регламентов, стандартов, это будет расцениваться как отсутствие конкретных показателей и является основанием для отказа в допуске заявки к участию в аукционе.
Указанные требования Инструкции по заполнению заявки аукционной документации не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянствам. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
По данному пункту отклонено 3 заявки от участия в электронном аукционе извещение N 0142300001217000014.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Указанные нарушения препятствуют подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствуют жалобы Заявителей.
На участие в электронном аукционе подано 10 заявок, 1 заявка допущена к участию в электронном аукционе.
Контракт подлежал заключению по начальной (максимальной) цене - 5 363 027,24 рублей, без экономии, которая могла бы быть достигнута при проведении электронного аукциона.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Эксперт", ООО "Тольяттистрой" необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалоб должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 апреля 2017 г. N 336-12823-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017