Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 июля 2017 г. N 842-6770-17/4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Перспектива", ООО "Профит Плюс", ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту оконных конструкций в здании общежития N 2 Самарского государственного института культуры (извещение N 0342100025217000004, начальная (максимальная) цена контракта 7 999 634,40 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "Профит Плюс", ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту оконных конструкций в здании общежития N 2 Самарского государственного института культуры (извещение N 0342100025217000004, начальная (максимальная) цена контракта 7 999 634,40 рублей).
Согласно доводам ООО "Профит Плюс":
1. Заказчик неправомерно установил требования к участникам п.7 ст.31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции Закона о контрактной системе;
2. Заказчик неправомерно установлено требование о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики;
3. В документации отсутствует обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
4. Установил требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно доводам ООО "Перспектива":
1. В документации закупки отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке;
2. В документации отсутствует обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта;
3. Заказчик неправомерно установлено требование о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно доводам ООО "Тандем" Заказчик неправомерно установил требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению заявителя включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, аннулировать результаты проведения электронного аукциона.
Представитель Заказчика просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Заказчик неправомерно установил требования к участникам п.7 ст.31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции Закона о контрактной системе.
В п. 22 Информационной карты электронного аукциона заказчиком установлено в числе прочих требование:
"отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе следующее единое требование к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Таким образом, заказчик в документации об электронном аукционе установил требование к участникам закупки, не соответствующее действующему законодательству о контрактной системе.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, в документации заказчика данное требование отсутствует.
Заказчик установил требования к декларированию участниками п.7, 7.1 ст.31 Закона о контрактной системе согласно недействующей редакции, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет по действующему законодательству.
2. В соответствии с Извещением о проведении закупки заказчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 установлен запрет допуска работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2017 года N244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" отменяются ограничительные меры в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457.
Извещение о проведении закупки размещено на сайте Единой информационной системы 07.07.2017 г.
На основании изложенного, установление данного запрета не соответствует действующему законодательству.
Таким образом, довод ООО "Перспектива", ООО "Профит Плюс" обоснован.
3. В соответствии с п. 5.1 проекта контракта установлено:
Цена работ по-настоящему Контракту составляет_____________ (_______________________________________________________________) руб.____коп., в т.ч. НДС ______________(___________________________ __________________________________________)руб.___коп., в соответствии со Сметой (Приложение N 1) являющейся неотъемлемыми частями настоящего Контракта.
При подписании контракта с исполнителем, освобожденным от уплаты НДС, отсутствует обязательство стороны указывать сумму НДС при применении упрощенной системы налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Структура контракта позволяет заказчику в случае заключения контракта с организацией, использующую упрощенную систему налогообложения, установить в проекте сумму без учета НДС.
Исходя из вышеизложенного, довод ООО "Перспектива", ООО "Профит Плюс" признается необоснованным.
Согласно доводу ООО "Перспектива" в документации закупки отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Цель подачи таких запросов заключается в пояснении, уточнении, конкретизации для участников закупки непонятных моментов закупочной документации.
В Информационной карте электронного аукциона заказчиком установлено:
34. |
Пункт 2.2.3 |
Даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе |
дата начала срока: с даты опубликования извещения и документации об электронном аукционе;
дата окончания срока: не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (указанной в пункте 27 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ") |
В Документации Заказчика отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления Участникам разъяснений положений Документации о закупке.
Таким образом, Заказчик нарушает требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "Перспектива" обоснован.
Согласно доводам ООО "Профит Плюс", ООО "Тандем" Заказчик неправомерно установил требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению заявителей включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Например, в разделе "Наименование и характеристики материалов, используемых для выполнения работ" Приложения N1 заказчик установил требования:
"Показатель приведенного сопротивления теплопередаче м2-°С/Вт, не менее 0,55. Объемная воздухопроницаемость при ДР=100 Па, мЗ/(ч-м2), не более 17. Предел водонепроницаемости, Па не более 600. Показатели физикомеханических свойств профилей ПВХ: прочность при растяжении не менее тридцати семи мега паскаль. Модуль упругости при растяжении не менее двух тысяч ста мега паскаль. Ударная вязкость по Шарпи должна быть не менее пятнадцати кДж/м2. Изменение линейных размеров после теплового воздействия для главных профилей должно быть не более двух процентов. При 150 °С в течение 30 минут не должно быть вздутий, трещин, расслоений";
"Плотность должна быть от 20 кг/м3 (полностью отвержденная) Время отверждения (Сухая на ощупь) должно быть через 20-25 минут (при 20 °С и относительной влажности 65 %). Образование поверхностной пленки должно быть через 8-10 минут (при 20 °С и отн. влажности 65 %). Скорость отверждения должан быть через 60 минут для зазора 3 см (при 20°С и отн. влажности 65%). Выход пены должен быть более 50 л пены из 1 л баллона. Термостойкость должна быть от -40 до +90 °С (полностью отвержденная). Температура применения должна быть от + 5°С до +35°С. Изоляционный фактор должен быть 35 мВт/м*К. Звукоизоляция должна быть Rw 58 дБ. Огнестойкость должна быть ВЗ (в соответствии с DIN 4102 часть 2). Прочность на сдвиг должна быть > 16 Н/см2 (DIN 53427). Сопротивление сжатию должно быть > 2 Н/см2 (DIN 53421). Сопротивление изгибу должно быть > 6 Н/см2 (DIN 53423). Влагопоглощение должно быть < 2 об.% (DIN 53429)."
"Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, используемом в качестве заполнителя для бетонов и растворов: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) не более 50 ммоль/л, сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин) и сульфаты (гипс, ангидрит) в пересчете на S03 не более 1,0%, пирит в пересчете на S03 не более 4% по массе, слюда не более 2% по массе, галлоидные соединения (галит, сильвин), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора не более 0,15% по массе, уголь не более 1% по массе."; "активные СаО + MgO без добавок\с добавками 60-90\40-65 % по массе, активный MgO от 5 до 40, С02 без добавок\с добавками 3-11\2-9 % по массе, непогасившиеся зерна от 7 до 20, гидравлическая известь по химическому составу должна соответствовать следующим требованиям: известь может быть слабогидравлическая/сильногидравлическая активные СаО + MgO не менее 40/5 и не более 65/40, активный MgO должен быть не более б, С02 не более 6/5, предел прочности образцов через 28 суток твердения: при изгибе для слабогидравлической извести должен быть не менее 0,4(4,0) Мпа(кгс/см2), а для сильногидравлической извести должен быть не менее 1,0(10) Мпа(кгс/см2), при сжатии для слабогидравлической извести должен быть не менее 1,7(17) Мпа(кгс/см2), а для сильногидравлической извести должен быть не менее 5,0(50) Мпа(кгс/см2)";
"pH воды должен быть 5-10. Содержание хлоридов менее 2000 мг/л. Содержание сульфатов более 600 мг/л. Количество ионов натрия Na+ и калия К+ в составе растворимых солей не должно быть более 1500 мг/л. Окисляемость воды должна быть менее 16 мг/л. Содержание взвешенных частиц не более 500 мг/л.";
"Раствор отделочный
В качестве заполнителя необходимо использовать песок с характеристиками: природный песок горных пород с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/смЗ: Полный остаток на сите с сеткой N 063 не более 75 % по массе, чтобы нам соответствовать этому требованию Заказчика, прямо установленному в закупочной документации, нам необходимо купить партию песка, приобрести лицензию на право проводить испытания материалов, приобрести сито с сеткой N 063, просеять весь заранее купленный песок, взвесить весь остаток на сите, выдать заключение о его соответствии требованию Заказчика (не более 75 % по массе). Если не соответствует требованию - закупать и испытывать новую партию.
- Содержание зерен (% по массе) крупностью свыше 10 мм до 5 или не допускается.
- Содержание зерен (% по массе) крупностью свыше 5 мм не менее 5 или не допускается.
- Содержание зерен (% по массе) крупностью менее 0,16 мм до 20 или не нормируется.
- Содержание пылевидных и глинистых частиц (% по массе) до 10, содержание глины в комках (% по массе) не более 0,5" и др.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе "Участник закупки обязан представить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным техническим заданием и приложением к первой части заявки настоящей закупки, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. Все используемые при оказании услуг товары должны быть экологически безопасными, качественными, соответствовать требованиям ГОСТ для данных видов товаров".
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
На основании изложенного, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к материалам.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
В связи с изложенным, доводы ООО "Профит Плюс", ООО "Тандем" об установлении избыточных требований заказчиком обоснованы, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС отмечает, что на участие в электронном аукционе подана 21 заявка, что в свою очередь свидетельствует о том, что установление требований не повлияло на количество участников закупки и результаты рассмотрения заявок, в связи с чем предписание не выдается.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива", ООО "Профит-Плюс" частично обоснованными, ООО "Тандем" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 июля 2017 г. N 842-6770-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017