Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 августа 2017 г. N 855-12978-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
01.08.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Тандем" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству (строительству) подводящей тепловой сети для котельной на пересечении улиц Грозненской и Стромиловского шоссе в Куйбышевском районе городского округа Самара (извещение N 0142300048517000634, начальная (максимальная) цена контракта 188 855 165,18 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Тандем" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству (строительству) подводящей тепловой сети для котельной на пересечении улиц Грозненской и Стромиловского шоссе в Куйбышевском районе городского округа Самара (извещение N 0142300048517000634, начальная (максимальная) цена контракта 188 855 165,18 руб.).
Согласно доводу Заявителя, аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласны, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующие обстоятельства.
1. Заявитель считает, что Заказчиком в пункте 81 описания объекта закупки установлены требования противоречащие ГОСТу 18288-87.
В пункте 81 описания объекта закупки установлены следующие требования:
81 |
Доски обрезные хвойных пород |
Длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толще 44 мм, выше IV сорта. Шероховатость поверхности пиломатериалов Rmmax не более 1250 мкм. |
Заказчиком установлено требование о соответствии ГОСТу 8486-86, ГОСТу 24454-80.
Таким образом, требование о соответствие материала ГОСТу 18288-87 Заказчиком не установлено.
Довод Заявителя признается необоснованным.
Заявитель считает, что в ряде пунктов Требований к материалам Заказчиком установлены требования к значениям показателей компонентов материала, и к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
В пункте 25 "Бетон тяжелый" в описание объекта закупки установлены следующие требования (аналогичные требования в иных пунктах "Бетон тяжедый"):
25 |
Бетон тяжелый тип 1 |
крупность заполнителя более 40 мм, класс не ниже В7,5 (не ниже М 100). Средняя плотность бетона более 2000 кг/м3. Должен применяться крупный заполнитель изверженных или осадочных пород, с водопоглощением не более 2,5 %. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм в крупном заполнителе не должно превышать 35% массы. Группа крупного заполнителя 1-4. В качестве мелкого заполнителя применяется песок природный или из отсевов дробления. Модуль крупности мелкого заполнителя до 3,0. Группа песка средний; крупный; мелкий. Морозостойкость бетона не менее F100. Нормативное сопротивление бетона осевому сжатию не менее 5,5 МПа. Нормативное сопротивление бетона осевому растяжению не менее 0,7 МПа. Значение начального модуля упругости бетона при сжатии и растяжении не менее 16 МПа |
СП 63.13330.2012, ГОСТ 26633-2015 |
В пункте очес люняной в описание объекта закупки установлены следующие требования:
|
Очес льняной |
грубый-мягкий. Номер 4-8. Фактическая влажность льняного очеса не должна быть более 16%. |
В пункте ацетилен газообразный технический в описание объекта закупки установлены следующие требования:
|
Ацетилен газообразный технический |
Объемная доля ацетилена не менее 98,5 %, объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов не более 1,4 %, объемная доля фосфористого водорода не более 0,08 %, объемная доля сероводорода не более 0,05 %, температура самовоспламенения ацетилена 335оС |
В пункте Масло индустриальное И-20А/30А в описание объекта закупки установлены следующие требования:
Масло индустриальное И-20А/30А |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже 200. Стабильность против окисления: приращение кислотного числа окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более 0,4. приращение смол, %, не более 3. |
В пункте Мастика клеящая морозостойкая битумно-масляная МБ-50 в описание объекта закупки установлены следующие требования:
Мастика клеящая морозостойкая битумно-масляная МБ-50 |
Должна представлять собой однородную массу черного цвета, состоящую из битумного вяжущего, трансформаторных масел и модифицирующих добавок, используются в горячем состоянии. Количество нерастворимых веществ в бензоле не более 2%. Температура каплепадения от 48 до 52 оС. Глубина проникновения 0,1 мм иглы при 25оС не менее 40 мм. Усадка при охлаждении не более 8%. Водопроницаемость необходима полная. |
В пункте Керосин для технических целей в описание объекта закупки установлены следующие требования:
Керосин для технических целей |
Марок КТ-1/КТ-2. Кислотность не более 0,5 мг КОН на 100 см не ниже 38 °C. Плотность при 15 °С не более 823,5 кг/м |
В пункте Уайт-спирит в описание объекта закупки установлены следующие требования:
Уайт-спирит |
Плотность не более 0,790, температура вспышки определяемая в закрытом тигле, не ниже 33 оС, летучесть по ксилолу от 3,0 до 4,5, анилиновая точка не выше 65 оС, массовая доля ароматических углеводородов не более 16 %, массовая доля общей серы не более 0,025 %. |
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать значения показателей материалов, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, при этом: значения показателей, сопровождающихся словами "более", должны иметь конкретное значение, которое больше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "менее", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "от" должны иметь конкретное значение, которое больше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "до" должны иметь конкретное значение, которое меньше или равно установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "не более", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного, включая крайнее значение, значения показателей, сопровождающихся словами "не менее", должны иметь конкретное значение, которое больше установленного, включая крайнее значение. Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "или эквивалент", "аналог", "типа", "должен (-а) быть", "теоретическая", "около", "допускается", "допускаемый", "допустимое", "не менее", "не более", "не хуже", "или", "не ниже", "не выше", "не превышает", "максимальное", "минимальное", "требуется", "необходим" и производных однокоренных слов т.п., и/или допускать разночтения, двусмысленное толкование. Знак "-" означает, что участнику необходимо указывать одно конкретное значение, из представленного диапазона значений через знак "-" включая крайние значения. Показатели: условная вязкость, расход материалов, температура эксплуатации, длины досок хвойных пород должны быть указаны в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика и нормативно-технической документации, при этом указываются верхняя и нижняя границы диапазона, которые должны являться включительными значениями.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
На основании изложенного, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к материалам.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
В действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя признается обоснованным.
Комиссия Самарского УФАС усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 августа 2017 г. N 855-12978-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2017