Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 августа 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на действия МБУ "Благоустройство Кизеловского городского поселения" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги (изв. N 0356300294817000010),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300294817000010Заказчиком проводился электронный аукцион на дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги.
В ч.3 ст.64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В ч.1 ст.31 Закона о закупках содержится исчерпывающий перечень требований, которым должен соответствовать участник закупки.
В ч.6 ст.31 Закона о закупках установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В том числе, в соответствии с п.7 ч.1 ст.31 Закона о закупках, участник должен соответствовать требованию об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Кроме того, в п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не должно быть привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования к участникам закупки установлены Заказчиком в п.21 раздела 2 аукционной документации. При этом, Заказчиком не установлены требования о соответствии участника требованиям п.7 ч.1 ст.31 Закона о закупках, п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках.
Исходя из изложенного, Заказчиком нарушены требования п.п. 7, 7.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в п.25 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе: "декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Заказчиком установлена необходимость о декларировании участниками соответствия в том числе и требованиям п.п.7, 7.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках. Следовательно, фактически исключается возможность участия в закупке лицами, несоответствующими упомянутым требованиям.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.06.2017 г. N672 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. N1296 и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации N1457 признано утратившим силу.
Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона опубликовано Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы 07.07.2017 г.
Следовательно, на дату публикации извещения, положения Постановления Правительства Российской Федерации N1457 не действовали.
Однако в п.21 раздела 2 аукционной документации, а также в п.1.6 раздела 1 аукционной документации Заказчиком установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N145, в связи с чем Заказчиком нарушены требования ч.6 ст.31 Закона о закупках.
В ч.4 ст.64 Закона о закупках установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.1 ст.23 Закона о закупках, идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Проект контракта, являющийся приложением к рассматриваемой аукционной документации, не содержит идентификационного номера закупки, следовательно Заказчиком нарушены требования ч.1 ст.23 Закона о закупках.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно ч.13.1 ст.34 Закона о закупках, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В п.4.2 проекта контракта Заказчиком установлено, что оплата выполненных работ производится после подписания актов приемки выполненных работ формы КС-2, КС-3, выставленных счета и счета-фактуры в срок до 31.12.2018 г.
При этом, в соответствии с п.11.1 проекта контракта, сроки выполнения работ: с момента подписания договора и до 31 августа 2017 года.В указанный срок включается выполнение работ в полном объеме, в том числе подготовка, проверка и подписание актов выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
Таким образом, срок оплаты выполненных работ превышает регламентированный Законом о закупках срок, в связи с чем Заказчиком нарушены требования ч.13.1 ст.34 Закона о закупках.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о закупках, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ч.8 ст.34 Закона о закупках установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размеры штрафов определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N1063.
Так, согласно п.4 упомянутых правил, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1) настоящих Правил):
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570)
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с п.5 правил, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В разделе 8 проекта контракта Заказчиком приведеныположения, касающиеся ответственности сторон. В частности, в п.8.7, п.8.8 установлено:
"За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, в том числе за неустранение нарушений, предусмотренных в указаниях, выданных в соответствии с настоящим контрактом, за исключением случаев просрочки исполнения обязательств Подрядчик уплачивает Заказчику штраф, установленный постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года N 1063 в размере 2,5 % от цены Договора, что составляет ___________________________________________ рублей _____ копеек.
В том случае, если Подрядчик не устранил дефекты в установленные актом сроки и Заказчик поручил работы по их устранению другому лицу, стоимость работ по устранению дефектов взыскивается с Подрядчика в полном размере сверх неустойки.
За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Договору, за исключение случаев просрочки исполнения обязательств Заказчик уплачивает Подрядчику штраф, установленный постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года N 1063 в размере 10 % от цены Договора, что составляет ___________________________________________________________ рублей ____ копеек".
Таким образом, размеры штрафных санкций, установленные Заказчиком не соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N1063, в связи с чем Заказчиком нарушены требования ч.ч. 5, 8 ст.34 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя относительно нарушения Заказчиком требований Закона о закупках при установлении требований к используемым при выполнении работ товарам, установленным в техническом задании отклоняется Комиссией как необоснованный.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Необходимо отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые могут быть известны только после испытаний, материалы жалобы в нарушение ч.9 ст.105 Закона о закупках, не содержат, явку представителя для предоставления дополнительных пояснений Заявитель не обеспечил.
Антимонопольный орган также отмечает, что податель жалобы правом, предусмотренным ч.3 ст.65 Закона о закупках, не воспользовался.
Аналогичным образом не подлежит удовлетворению довод Заявителя относительно отсутствия в проекте контракта срока действия контракта. Указанный срок установлен Заказчиком в п.11.3 проекта контракта.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п.2 ч.5 ст.64 Закона о закупках установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно ч.1 ст.55.8 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.55.17 ГрК РФ, саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет".
При этом, в соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ. саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сере закупок 07.07.2017 г.
Таким образом, документом, подтверждающим членство СРО на дату проведения закупки является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Вместе с тем, в п. 23 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске на выполняемые работы, выданное СРО:
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
В случае выполнения работ силами субподрядчика:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Таким образом, Заказчиком установлено требование к составу второй части заявки некоррелирующее с действующими положениями законодательства.
Исходя из изложенного, Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия МБУ "Благоустройство Кизеловского городского поселения" при проведении электронного аукциона на дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги (изв. N 0356300294817000010)обоснованной в части доводов относительно установления требований к участникам закупки, условий исполнения контракта с нарушением требований Закона о закупках.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияп.п.7, 7.1 ч.1 ст.31, ч.6 ст.31, ч.1 ст.23, ч.13.1 ст.34, ч.5 ст.34, ч.8 ст.34 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику выдать предписание.
5.Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2017