Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 июля 2017 г. N 1122
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - главный специалист-эксперт А.В. Меньшикова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБДОУ "Детский сад N 46 "Надежда", г. Норильск, Центральный район, ул. Лауреатов, д. 63", на электронной площадке ЭТП "Национальная электронная площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300026117000209, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБДОУ "Детский сад N 46 "Надежда", г. Норильск, Центральный район, ул. Лауреатов, д. 63" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик, ООО "Крас-Тендер", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили. В адрес Красноярского поступили письменные пояснения заказчика.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Заказчик в описании объекта закупки установил требования предоставить в первых частях заявок значения показателей требующегося товара "краски цветные", "раствор готовый кладочный цементный" которые становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, а также показатели такого товара, которые не включаются в сертификаты качества.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБДОУ "Детский сад N 46 "Надежда", г. Норильск, Центральный район, ул. Лауреатов, д. 63", номер извещения 0319300026117000209.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
В частях 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик установил следующие требование к содержанию первой части заявки: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: 1) согласие участника аукциона на выполнение работы/оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и оговоренным в Приложении N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
(Во избежание пропуска наименований товаров, отраженных в Приложении N 2 части II "Техническое задание" - ведомости материальных ресурсов настоящей документации об аукционе, Участник аукциона может воспользоваться непосредственно самой ведомостью материальных ресурсов и предоставить её в составе первой части заявки, дополнив её соответствующими сведениями, оговоренными выше, при этом, наименование страны происхождения товара необходимо указывать в отношении каждого товара в отдельности).
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
Таким образом, при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара. При этом, Комиссией не установлен факт наличия в аукционной документации исключений, распространяющихся на случаи, если на момент заполнения заявки участник закупки не может знать конкретный показатель товара, поскольку такой показатель становится известным непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства (что, в том числе, следует из стандартов качества, которым такой товар должен соответствовать).
При этом, Комиссия отмечает, что требование заказчиков предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства является требованием, влекущим за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку принять участие в таком аукционе смогут только те лица, которые имеют в наличие товар с сертификатами качества, в которых указаны конкретные значения показателей, полученных при испытании определенной партии таких товаров.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик предъявляет, в том числе, следующие требования к товару, необходимому для использования в рамках выполнения работ, являющихся объектом закупки:
- поз. 3 "Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-25: светло-бежевая или светло-серая, массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 22, массовая доля летучего вещества, %, не более 12,0, условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре (20,0 0,5 гр.С) 65-140, степень перетира, мкм, не более 80, укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, менее 236, стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20,0
2) гр.С, ч, не менее 0,5".
- поз. 34 "Раствор готовый кладочный цементный марки 150, марка подвижности Пк2 или Пк3, норма подвижности по погружению конуса, см, не более 12, водоудерживающая способность растворных смесей не менее 90%, не должна быть расслаиваемость свежеприготовленных смесей более 10%, растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента, марка по морозостойкости более F35, не должна быть наибольшая крупность зерен заполнителя, мм, более 2,5".
Вместе с этим, пункт 15 инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указывает на то, что условная вязкость красок, эмалей, растворителей, олиф, лаков, фракции щебня в заявке должны быть указаны в диапазоне.
Таким образом, в отношении характеристики условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре (20,0 +- 0,5 гр.С) 65-140" по позиции N3 участники закупки имеют возможность указать в виде неизменного конкретного показателя диапазон значений, предусмотренных заказчиком и соответствующих ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" (далее - ГОСТ 10503-71), что не влечет за собой ограничения доступа к участию в закупке, не вступает в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе. Следовательно, в рассматриваемой части довод ООО СО "Крас-Тендер" признается Комиссией необоснованным.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что, исходя из требований ГОСТ 10503-71, распространяющего свое действие на краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-25, конкретные значения показателей характеристик "массовая доля пленкообразующего вещества", "массовая доля летучего вещества", "степень перетира", "укрывистость невысушенной пленки краски", "стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20,0_2) гр.С" рассматриваемого товара возможно определить только в результате проведенных испытаний определенной партии товара, после его производства. Также, исходя из требований ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 28013-98), распространяющего свое действие на раствор готовый кладочный цементный марки 100, конкретные значения показателей характеристик "водоудерживающая способность растворных смесей", "расслаиваемость свежеприготовленных смесей", "содержание золы-уноса", "марка по морозостойкости", "наибольшая крупность зерен заполнителя" известны производителю в результате проведения приемочного контроля по всем нормируемым показателям, однако согласно пункту 4.15.3 ГОСТ 28013-98 указанные показатели характеристик не являются обязательным содержанием документа о качестве рассматриваемого товара, следовательно, могут быть указаны при необходимости. Таким образом, указанные показатели характеристик также подлежат признанию показателями, которые становятся известными в результате проведенных испытаний определенной партии товара, после его производства.
Ввиду изложенного, доводы жалобы, касающиеся вышеуказанных показателей товаров "краски цветные", "раствор готовый кладочный цементный" признаны Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
При этом, Комиссия не установила, что вышеуказанные показатели товара "краски цветные" не будут отражены в соответствующем сертификате качества, поскольку, как установлено выше, данные показатели становятся известными после испытания определенной партии товара, при этом согласно ГОСТ 9980.1-86 (распространяющегося на правила приемки красок масляных) в документе о качестве содержатся результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии материалов требованиям нормативно-технической документации. Доказательств обратного Комиссией установлено не было. Ввиду чего довод жалобы, касающийся состава сертификата качества на краски цветные, признан Комиссией несостоятельным.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО СО "Крас-Тендер" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 июля 2017 г. N 1122
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017