Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 июля 2017 г. N 1142
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Муниципальная служба Заказчика" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт сетей тепло-водоснабжения от 11ТК101 до СОШ N 4 по ул. Центральная в с. Богучаны", (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300040017000091.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса ООО "Профит-плюс", заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу, было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
До начала рассмотрения жалобы от заказчика и уполномоченного органа поступили пояснения и ходатайство о рассмотрении жалобы без участия их представителей.
Явку своих представителей с документами, подтверждающими личность и полномочия, ООО "Профит-плюс" не обеспечило.
Из содержания жалобы ООО "Профит-плюс" следует, что, по его мнению, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе в части установления излишних требований к показателям товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и необходимых к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. По мнению подателя жалобы, излишние требования заказчиком предъявлены к следующим товарам: Щебень, олифа комбинированная, мастика битумная кровельная.
Заказчик в письменных пояснениях согласился с доводами жалобы и пояснил, что в аукционную документацию будут внесены изменения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на Капитальный ремонт сетей тепло-водоснабжения от 11ТК101 до СОШ N 4 по ул. Центральная в с. Богучаны.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в части II "Описание объекта закупки" аукционной документации, в содержании которого была сформулирована таблица "Технические требования к применяемым материалам".
При этом в Описании объекта закупки заказчиком были установлены следующие требования к товарам, необходимым при выполнении работ:
- позиция N2 "Мастика битумная кровельная" - Мастика массой 10 г при температуре 160-180* °С должна свободно растекаться по поверхности пергамина размерами (50 х 100) мм ровным слоем толщиной 2 мм. Норма гибкости у мастики при температуре (182)* °Сна стержне диаметром 30 мм; 40 мм. При испытании образцов пергамина, склеенных мастикой, разрыв и расщепление образцов должны происходить по пергамину.Температура размягчения битумного вяжущего по кольцу и шару должна быть 85-95 0С либо 800С. Норма у битума глубины проникания иглы при 25 0С, 0,1 мм, должна быть 25-35. Изменение массы битума после прогрева должно не превышать 0,5 %. Растворимость битума в толуоле или* хлороформе не должна быть менее 99,5 %;
- позиция N4 предусматривает использование Щебеня - содержание в щебне фосфорита должно быть не более 10 % по объему. Содержание в щебне глины в комках должно быть не более 0,25 %. Содержание в щебне гематита должно не превышать 10 % по объему. Потери массы щебня при распаде должно быть не более 7 %. Содержание в щебне магнетита должно быть не более 10 % по объему. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне не должно превышать 2 % массы. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне не должно быть более 35 %;
В соответствии с ГОСТ 8267-93 испытания проводят по результатам просеивания и определяют остатки на каждом сите по формуле. Данные параметры являются расчетной величиной и используются при испытаниях товара для определения его состава. Таким образом, предусмотренные ГОСТами испытания по определению значений содержания пылевидных и глинистых частиц, зерен слабых пород осуществляются на определенные партии и становится известно после проведения испытания.
- позиция N9 "Олифа комбинированная ГОСТ 32389-2013" - Температура вспышки олифы в закрытом тигле не ниже 32 °С. Прозрачность после* отстаивания в течение* 24 ч при температуре (202) 0Сдолжна быть полная. Массовая доля нелетучих веществ 702 %. Отстой по объемуне должен быть более 1 %. Условная вязкость при температуре (200,5) °Спо вискозиметру типа* ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм должна быть диапазоном не шире 20-60 с. Время высыхания до* степени 3 при температуре (202) °Сне более 24 ч. Значение показателя кислотного числа, мг КОН/гне должно превышать 10.
Согласно пункту 8.2 Раздела 8 Правила приемки ГОСТ 32389-2013 8.2 Приемо-сдаточные испытания олиф проводят по показателям 1-7 таблицы 2.Периодические испытания проводят по показателю 8 не реже одного раза в шесть месяцев. Таким образом Температура вспышки в закрытом тигле, так же определяются по результатам испытаний.
Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, не обязывает участника закупки в момент подачи заявки обращаться к производителю с целью получения конкретных показателей характеристик товара, которые становятся известными в результате испытаний определенной партии такого товара, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Таким образом, довод ООО "Профит-плюс" является обоснованным, а вышеуказанные действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" обоснованной в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 июля 2017 г. N 1142
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2017