Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июля 2017 г. N 1134
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СК "Титан"" на действия заказчика - МБОУ "Балайская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Завершение реконструкции МБОУ "Балайская средняя общеобразовательная школа"", на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), закупка N 0319300166117000001, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СК "Титан"" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель Заказчика - Пестерев Вадим Васильевич (приказ от 07.07.2008);
- представитель Заказчика - Химиченко Ирина Владимировна (доверенность от 27.05.2017);
- представитель Заказчика - Сердюк Надежда Гурьяновна (доверенность от 27.05.2017).
Из содержания жалобы следует, что по мнению ООО "СК "Титан"" Заказчиком установлены требования к ряду товаров о предоставлении конкретных значений характеристик, которые невозможно установить на этапе подготовки заявки. В аукционной документации имеется условие о подробном изложении характеристик товаров, которые являются в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров.
Заказчиком установлены требования товарам: кислород технический газообразный, шкурка шлифовальная, пропан-бутан, смесь техническая.
В аукционной документации по ряду товаров не установлены единицы измерений и установленные единицы измерений противоречат установленным.
Заказчик не согласился с доводами жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Завершение реконструкции МБОУ "Балайская средняя общеобразовательная школа"", закупка N 0319300166117000001.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что химический состав материалов указанных в жалобе являются качественными характеристиками, установленными в соответствии с ГОСТами.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что в информационной карте заказчик установил требование к содержанию первой части заявки:
- согласие участника на оказание услуг, выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Так как химический состав товаров указанных в аукционной документации согласно требованиям ГОСТов известен только после проведения испытаний, участник закупки не имеет возможности предоставить конкретные характеристики товаров. Например по товару указанному в пункте 1 Приложения N 4 к Информационной карте "Требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ" Битумы нефтяные строительные установлены характеристики, которые согласно ГОСТу 6617-76 становятся известными только после проведения лабораторных испытаний.
Аналогичные нарушения содержатся в других требованиях к товару установленных Заказчиком в Приложения N 4 к Информационной карте "Требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ".
В инструкции по заполнению заявки не указано, что в случае если заказчиком установлены значения характеристики (показателя) товара (материала) в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, которые становятся известными после испытаний определенной партии товара после его производства, какие значения характеристики (показателя) товара (материала) должны быть поставлены Заказчику.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статьи 33 и 64 Закона о контрактной системе.
На довод жалобы по установлению требований к товарам "Кислород технический газообразный", "Шкурка шлифовальная", "Пропан-бутан, смесь техническая" Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
Заказчику для надлежащего выполнения работ важны материалы установленные в Приложения N 4 к Информационной карте "Требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ" с помощью которых будут выполняться работы.
Таким образом данный довод жалобы по товарам "Кислород технический газообразный", "Пропан-бутан, смесь техническая" не находит своего подтверждения.
Комиссия отмечает, что заказчик во исполнение требований статьи 33 Закона о контрактной системе должен объект закупки описать объективно. Объективность это характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека. Таким образом, Заказчик, в частности, при закупке строительных работ, должен исключить из описания объекта закупки требования к товарам, которые не указывают и не влияют на результат (итог) работы. Такие товары, как шкурка шлифовальная не влияют на качество выполняемой (выполненной) работы. Данный товар расходуется в процессе выполнения той или иной работы.
Такой материал, как шкурка шлифовальная не влияет на качество и результаты выполнения работ, поскольку используются в качестве вспомогательного (расходного) материала.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.
На довод жалобы по не установлению единиц измерений и установление единиц измерений противоречащих друг другу, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
В пункте 3 Приложения N 4 к Информационной карте "Требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ" отсутствуют единицы измерения товара.
В пункте 38 Приложения N 4 к Информационной карте "Требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ" к товару "Горячекатаная арматурная сталь" установлены следующие требования: длина стержней, мм: от 6 до 12 м.
При подаче заявки участниками электронного аукциона могут быть допущены ошибки, которые повлекут к отклонению заявок, так как Заказчиком не установлены единицы измерения товаров и установлены единицы измерения противоречащие друг другу, кроме того установленные единицы измерения противоречат ГОСТам установленным аукционной документацией.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СК "Титан"" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июля 2017 г. N 1134
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017