Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 июля 2017 г. N 1081
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, П.М. Зинкеева, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СО "Крас-Тендер" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБУ "Дворец спорта "Арктика", г.Норильск, Центральный район, ул. Набережная Урванцева, д. 53" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес ООО СО "Крас-Тендер", заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу явку своих представителей с документами, подтверждающими полномочия, податели жалоб и заказчик не обеспечили. От заказчика до начала заседания Комиссии в адрес Красноярского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Из содержания жалобы ООО СО "Крас-Тендер" с учетом дополнений к такой жалобе следует, что, по мнению ООО СО "Крас-Тендер" при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были установлены излишние требования к показателям товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и необходимых к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению ООО СО "Крас-Тендер", излишние требования заказчиком предъявлены к следующим товарам: Олифа натуральная. Должна быть изготовлена из льняного или конопляного масел с добавлением сиккативов (ускорителей высыхания). Должна быть предназначена для изготовления и разведения густотертых красок, а также в качестве самостоятельного материала для малярных работ. Цвет по йодометрической шкале должен быть не темнее 1600 мг йода. Максимальный отстой должен быть не более 1% по объему. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) должна быть диапазоном с нижним пределом не менее 26 и верхним пределом не более 32 с. Плотность должна быть диапазоном с нижним пределом не менее 0,930 и верхним пределом не более 0,950 г/см3.
В пункте 30 Ведомость материальных ресурсов, установлены требования к предоставлению конкретных показателей, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также предоставление показателей, которые не включаются в сертификаты качества.
Показатель "Цвет по йодометрической шкале", проверка по данному показателю производится в соответствии с частями 2, 3 ГОСТ 7931-76 на предмет соответствие ГОСТу и данный показатель не включается в состав Сертификата качества выдаваемого на каждую партию продукции.
Дополнительно ООО СО "Красс-тендер" представлены доводы о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе при установлены требования к предоставлению конкретных показателей, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства по позиции N30 "Раствор".
На вышеуказанные доводы заказчиком были представлены в письменной форме возражения с учетом дополнений к ним, согласно которым обжалуемые положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что в пункте 9.2.10 части 1 такой документации заказчик установил следующее требование к содержанию первой части заявки "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: 1) согласие участника аукциона на выполнение работы/оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и оговоренных в Приложении N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. (Во избежание пропуска наименований товаров, отраженных в Приложении N 2 части II "Техническое задание" - ведомости материальных ресурсов настоящей документации об аукционе, Участник аукциона может воспользоваться непосредственно самой ведомостью материальных ресурсов и предоставить её в составе первой части заявки, дополнив её соответствующими сведениями, оговоренными выше, при этом, наименование страны происхождения товара необходимо указывать в отношении каждого товара в отдельности)".
В соответствии с пунктами 1.6, 14.1, 15.1 части 1 "Сведения о проводимом аукционе" аукционной документации функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в части 2 "Техническое задание" рассматриваемой документации (далее - Описание объекта закупки).
Из содержания пункта 2.2 Описания объекта закупки следует, что ремонтно-строительные (строительно-монтажные) работы необходимо выполнить в соответствии с ведомостью объёмов работ и ведомостью материальных ресурсов (приложения к рассматриваемой части аукционной документации).
Анализ Приложения N 2 к Описанию объекта закупки (таблица N1) показал Комиссии, что заказчиком были установлены следующие требования к олифе по позиции N30:
Олифа натуральная Должна быть изготовлена из льняного или конопляного масел с добавлением сиккативов (ускорителей высыхания). Должна быть предназначена для изготовления и разведения густотертых красок, а также в качестве самостоятельного материала для малярных работ. Цвет по йодометрической шкале должен быть не темнее 1600 мг йода. Максимальный отстой должен быть не более 1% по объему. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) должна быть диапазоном с нижним пределом не менее 26 и верхним пределом не более 32 с. Плотность должна быть диапазоном с нижним пределом не менее 0,930 и верхним пределом не более 0,950 г/см3.
Исходя из требований заказчика, установленных к составу и содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, учитывая инструкцию по заполнению заявки на участие в таком аукционе, участникам закупки надлежало представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения такого товара.
Вместе с этим, пункт 15 инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указывает на то, что условная вязкость красок, эмалей, растворителей, олиф, лаков, фракции щебня в заявке должны быть указаны в диапазоне.
Таким образом, в отношении характеристики "Цвет по йодометрической шкале по позиции N30 участники закупки имеют возможность указать в виде неизменного конкретного показателя диапазон значений, предусмотренных заказчиком и соответствующими ГОСТами.
Следовательно, в рассматриваемой части довод ООО СО "Крас-Тендер" признается Комиссией необоснованным.
Заказчиком по позициям N25, 32, 49 установлены требования к раствору.
Ра створ должен быть готовый кладочный цементный. Марка должна быть не ниже 100. Тип должен быть тяжелый или легкий.
Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 %. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20 % массы цемента. Вяжущее должно быть цемент. Заполнитель должен быть песок для строительных работ. Морозостойкость должна быть выше F50.
Марка по подвижности должна быть Пк1- Пк4. Норма подвижности по погружению конуса в диапазоне 1 -14 см. Модуль крупности зерен заполнителя не более 2.5Мк. Класс заполнителя должен быть 1 или 2. Расход цемента, кг на 1 м3 песка, неменее 100.
Исходя из требований ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 28013-98), распространяющего свое действие на раствор готовый кладочный цементный марки 150, конкретные значения показателей характеристик "водоудерживающая способность растворных смесей", "расслаиваемость свежеприготовленных смесей", содержание золы-уноса, "марка по морозостойкости", "наибольшая крупность зерен заполнителя" известны производителю в результате проведения приемочного контроля по всем нормируемым показателям, однако согласно пункту 4.15.3 ГОСТ 28013-98 указанные показатели характеристик не являются обязательным содержанием документа о качестве рассматриваемого товара, следовательно, могут быть указаны при необходимости. Таким образом, указанные показатели характеристик также подлежат признанию показателями, которые становятся известными в результате проведенных испытаний определенной партии товара, после его производства.
Исходя из положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, показатели вышеуказанных характеристик товара, предусмотренных позиции N 30, подлежат конкретизации со стороны участников закупки в первых частях заявок на участие в закупке.
При этом Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Таким образом, в рассматриваемой части доводы ООО СО "Крас-Тендер" являются обоснованным, а вышеуказанные действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО СО "Крас-Тендер" обоснованной в части составления описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика нарушившими требования части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО СО "Крас-Тендер" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
П.М. Зинкеев |
|
МКУ "УКРиС" ул. Кирова, 21 г. Норильск, Красноярский край, 663305
ООО СО "Крас-Тендер" ул. Партизана Железняка, 32, 115, г. Красноярск, 660022
АО "Электронные торговые системы" пер. Большой Кисловский, 13, г. Москва, 125009
Закупка N 0319300026117000208 |
Предписание N 1081
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прав и законных интересов участников закупки
"20" июля 2017 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, П.М. Зинкеева, государственного инспектора (далее - Комиссия), на основании решения Комиссии от 20.07.2017 N 1081, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО СО "Крас-Тендер" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБУ "Дворец спорта "Арктика", г.Норильск, Центральный район, ул. Набережная Урванцева, д. 53" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), предписывает совершить следующие действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
1. Заказчику, аукционной комиссии заказчика необходимо отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (далее - протокол рассмотрения заявок).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения электронного аукциона (далее - протокол проведения аукциона);
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в электронном аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протокола рассмотрения заявок, протокола проведения аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в электронном аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в электронном аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об электронном аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии N 1081 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения электронного аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе и дате проведения электронного аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения в единой информационной системе документации об электронном аукционе с внесенными изменениями.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения электронного аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения электронного аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения электронного аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в электронном аукционе.
5. Заказчику, аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии N 1081.
6. Об исполнении предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 20 дней с момента получения настоящего предписания путем представления сведений с приложением подтверждений о размещении в единой информационной системе документации об электронном аукционе с внесенными изменениями или решения заказчика об отказе от проведения электронного аукциона (в том числе, в связи с отсутствием потребности).
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 июля 2017 г. N 1081
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017