Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 июля 2017 г. N 218/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Тихенький О.Л. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В отсутствии представителей сторон, о времени, дате и месте извещены надлежащим образом.
Рассмотрев жалобу - ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Детская школа искусств г. Курильска" (МБУ ДО "ДШИ г. Курильска") (далее - Заказчик) при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки" (извещение N 0361300011517000005) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Согласно уведомления о рассмотрении жалобы, заседание Комиссии начато 27.07.2017 в 14-45.
Из жалобы следует, что Заказчик подготовил документацию с нарушениями ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. Установленные требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии после его производства, по мнению Заявителя приводят к ограничению количества участников закупки, чем ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Так, в Техническом задании документации об аукционе (табличная часть "Показатели товара, используемого при выполнении работ") Заказчиком установлены требования к материалам используемым при выполнении работ:
- Краска масляная - Условная вязкость при температуре (200,5) градусов С по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм,<180, время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) градусов С, ч,< 24.
- Керамический гранит - Предельное отклонение от номинальных размеров плиток от номинальных размеров по толщине не более 0,20%.
Общество полагает, что включение Заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним. Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций Приложения.
2. Также, Заявитель считает, что Заказчик разместил документацию в формате, исключающим копирование отдельных фрагментов текста. Нарушив ч. 4 ст. 4 и ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, выразившиеся в размещении на официальном сайте в сети Интернет документации об открытом аукционе в электронной форме с ограничениями возможности ознакомления с ней.
Учитывая вышеизложенное, допущенные при формировании аукционной документации нарушения явились причиной ввода в заблуждение участника закупки и препятствовали корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что не позволило Обществу принять участие в аукционе.
Заказчик в представленных письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя, считая жалобу необоснованной.
В связи с необходимостью всестороннего изучения обстоятельств дела и представленных материалов, а также с целью принятия законного и обоснованного решения, Комиссией объявлен перерыв до 28.07.2017 17 часов 00 минут.
После перерыва, Комиссия в ходе рассмотрения полученной информации, проведя в порядке ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внеплановую проверку, установила следующее.
03.07.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение об электронном аукционе N 0361300011517000005.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 952 628,00 рублей.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 24.07.2017 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 28.07.2017.
До окончания срока подачи заявок на участие в аукционе подано 5 (пять) заявок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании документации об аукционе (табличная часть "Показатели товара, используемого при выполнении работ") Заказчиком установлены требования к следующим материалам используемым при выполнении работ:
- Краска масляная - Условная вязкость при температуре (20_0,5) градусов С по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм,<180, время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) градусов С, ч,< 24.
- Керамический гранит - Предельное отклонение от номинальных размеров плиток от номинальных размеров по толщине не более 0,20%.
Указанные выше показатели значений материалов указываются на упаковках производителями товаров, в связи с чем, испытания определенной партии товара после его производства не требуется, также участники закупки не обязаны обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии материалов.
Помимо этого, Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом.
Также, в ст. 15 аукционной документации указана Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, в которой не установлено требование о наличии товаров и проведении испытаний товаров, перед заполнением заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, на участие в аукционе подано 5 (пять) заявок, поэтому довод относительно ограничения количества участников закупки не находит своего подтверждения.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе каждый участник данного аукциона мог воспользоваться правом и направить запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, запросы о разъяснении положений аукционной документации по закупке не поступали из чего следует, что при изучении аукционной документации у заявителя не возникли вопросы, связанные с ее содержанием.
Таким образом, Комиссия установила необоснованность данного довода.
Относительно сведений о размещении Заказчиком в составе документации Технического задания в формате PDF ограничивающим возможности ознакомления с ним и исключающем копирование отдельных фрагментов текста сообщаем следующее.
Частями 1 и 2 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в случае проведения в электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч. 2 и 3 ст. 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе установлено, что в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с ч. 2 настоящей статьи обеспечивает: формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона.
Частью 4 ст. 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Закона о контрактной системе).
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
На основании п. 3 Положений, размещаемая на официальном сайте информация, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Также, согласно Регламента закупок путем проведения аукциона в электронной форме на общероссийском официальном сайте (ООС): - в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, PDF, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например mp3, avi, exe.
На сайте установлен алгоритм контроля действий по осуществлению закупки, предусматривающий автоматическую проверку системой соблюдения заказчиками нормативных положений, в том числе требований Закона о контрактной системе, в том числе техническое обеспечение возможности доступа к открытой информации.
Действия Заказчика при размещении аукционной документации в вышеуказанном формате соответственно прошли такую проверку, и по результатам которой ошибок обнаружено не было, что подтверждает правомерность размещения заказчиком документации в формате: - PDF.
Комиссией Сахалинского УФАС России установлено, что размещенная муниципальным заказчиком аукционная документация в формате PDF доступна для ознакомления - получения визуального доступа к содержимому файла.
Вместе с тем, информации о закупке N 0361300011517000005 размещена на официальном сайте в формате, который не позволяет копировать отдельные фрагменты Технического задания без дополнительных программных или технологических средств, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н, Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым, и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 N 147.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что муниципальным Заказчиком при размещении аукционной документации на официальном сайте созданы преимущественные условия участия в торгах определенным участникам закупки, созданы препятствия для доступа к участию в закупке, ограничена конкуренция между участниками вышеуказанного аукциона.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Детская школа искусств г. Курильска" (МБУ ДО "ДШИ г. Курильска") при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки" (извещение N 0361300011517000005) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим положения ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детская школа искусств г. Курильска" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии В.А. Гришечкина
С.А. Дубровина
Исп. Гришечкина В.А.
8 (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 июля 2017 г. N 218/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017