Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 июля 2017 г. N А164-07/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
в отсутствии представителей ВМКУ "Дорожный фонд" и ООО "Недра Сиюири", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Недра Сибири" на действия муниципального заказчика - Владикавказского муниципального казенного учреждения "Дорожный фонд при проведении электронного аукциона N0310200000317001496 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия ул.Эльхотовская и ул.Горняков п.Заводской (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
17 июля 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия Владикавказского муниципального казенного учреждения "Дорожный фонд" (далее - ВМКУ "Дорожный фонд") при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что:
1. согласно подпункту 2 пункта 6.2 аукционной документации Заказчиком установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, согласно которым вторая часть заявки должна в том числе содержать допуск СРО N33.2.1 "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Аналогичные требования предусмотрены также и пунктом 24 Информационной карты аукционной документации.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документации предметом закупки являются работы по ремонту дорожного покрытия.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее -ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
По мнению Заявителя, поскольку предметом закупки являются работы по ремонту дорожного покрытия (текущему ремонту), а не капитальному ремонту, Заказчиком вышеуказанные требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО по организации строительства установлены в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в связи с чем Заказчиком, допущено нарушение прав и законным интересов участников закупки, а также ограничение их количества.
2. согласно пункту 5.4 аукционной документации, пункту 24 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке работ относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно вышеуказанному, предметом обжалуемой закупки являются работы по ремонту дорожного покрытия, то есть выполняемые работы относятся к текущему ремонту.
По мнению Заявителя, установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки неправомерны и нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
ВМКУ "Дорожный фонд" в объяснении по существу жалобы указало, что в соответствии с положениями ГрК РФ, действующими на момент объявления закупки, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ГК РФ действие закона не распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Пунктом 25 раздела III Перечня установлены следующие виды работ: 25.2. Устройство оснований автомобильных дорог, п. 25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
Согласно локальному сметному расчету на ремонт дорожного покрытия ул.Эльхотовская и ул.Горняков п.Заводской, Заказчиком установлены виды работ: устройство оснований, устройство покрытия, которые относятся к работам по капитальному ремонту в качестве устройства автомобильных дорог.
Таким образом, документация о закупке содержит работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства. Следовательно, объектом закупки является проведение капитального ремонта дорожного покрытия.
В силу изложенных норм, требование от участников размещения заказа свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, правомерно.
2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливается перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок указанным дополнительным требованиям.
В целях реализации требований закона Постановлением N99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, в том числе, при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10000000 рублей предъявляются дополнительные требования.
Аукционной документацией закупка отнесена к коду 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно- посадочных полос аэродромов". Эта группировка включает, в том числе, и работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, Аукцион относится к строительным работам, включенным в код 42, и как следствие, при цене контракта свыше 10 млн.рублей, согласно Постановления N99 предполагает обязанность Заказчика в установлении дополнительных требований к участникам закупки и документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Исходя из вышеизложенного, требования позиции 2 приложения N1 Постановления N99 в полном объеме реализованы, путем включения в аукционную документацию вышеуказанных условий.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
30 июня 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение N0310200000317001496 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия ул.Эльхотовская и ул.Горняков п.Заводской и Документация по проведению указанного Аукциона, утвержденная ВМКУ "Дорожный фонд" (далее - Аукционная документация).
1. Согласно части 1 статьи 64 и пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, аукционная документация должна содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренной частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно подпункту 2 пункта 6.2 Аукционной документации, вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, кроме прочего, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в п.п. 1 п. 5.1. ч.5 Аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 2-7 п. 5.1. ч.5 Аукционной документации в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе, допуск СРО N33.2.1 "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 (далее - Перечень).
Согласно Аукционной документации, объектом закупки является выполнение работ по ремонту дорожного покрытия ул.Эльхотовская и ул.Горняков п.Заводской. Так, Локальным сметным расчетом, приложенном к Аукционной документации установлено, что в ходе исполнения контракта необходимо осуществить, среди прочего устройство оснований и устройство покрытия.
То есть указанные работы относятся к пункту 25 Перечня - устройство автомобильных дорог и аэродромов, а именно, устройство оснований автомобильных дорог, устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
Таким образом, Аукционная документация соответствует требованиям части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Подпунктом 6 пункта 6.2 Аукционной документации и пунктом 24 Информационной карты Аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, установленным в п. 5.4 ч.5 Аукционной документации в соответствии с частью 2 статьи Закона о контрактной системе:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие дополнительные требования установлены Постановлением N99.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N99, дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Учитывая, что предметом рассматриваемого Аукциона являются работы по ремонту дорожного покрытия, которые относятся к коду 42 ОКПД2 и начальная максимальная цена контракта превышает 10 миллионов рублей, в силу Постановления N99 для участия в Аукционе необходимо наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, что и указано в Аукционной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Недра Сибири" на действия муниципального заказчика - Владикавказского муниципального казенного учреждения "Дорожный фонд" при проведении электронного аукциона N0310200000317001496 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия ул.Эльхотовская и ул.Горняков п.Заводской.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 июля 2017 г. N А164-07/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2017