Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 июля 2017 г. N А161-07/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N44-ФЗ от 05.04.2013 г. (далее - Закон о контрактной системе) жалобу УФПС РСО-Алания - Филиала ФГУП "Почта России" на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по РСО - Алания (далее - УФССП РФ по РСО-Алания) при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N0310100006617000030 на оказание услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
17 июля 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба УФПС РСО-Алания - Филиал ФГУП "Почта России" (далее - Заявитель) о нарушении УФССП РФ по РСО-Алания при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе неправильно избран способ закупки, а именно, 07 июля 2017года УФССП РФ по РСО-Алания было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N0310100006617000030. Объектом закупки указаны услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией. Ограничением участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленным в соответствии с Федеральным законом N44 -ФЗ, указан субъект естественных монополий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) возможно в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом о естественных монополиях.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Монополистом в сфере услуг оказания связи, в соответствии с реестром субъектов естественных монополий, утвержденным приказом ФСТ РФ от 23.08.2005 No394- с (далее - Реестр), является ФГУП "Почта России". В РСО-Алания таковым является Управление федеральной почтовой связи РСО - Алания (регистрационный номер 15-1-1).
По мнению Заявителя, закупка у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, услуг почтовой связи общего пользования, связанных с письменной корреспонденцией, может осуществляться исключительно у ФГУП "Почта России", как субъекта естественной монополии, однако никаких предложений от Заказчика по настоящей закупочной процедуре к УФПС РСО - Алания не поступало, следовательно, контракт по данной закупке будет заключен с другой организацией, не являющейся согласно законодательству РФ субъектом естественной монополии, что нарушает Закон контрактной системе. А по имеющимся у Заявителя сведениям Заказчиком в качестве поставщика выбрано ООО "Стрела", с которым УФССП по РСО - Алания намеревается заключить договор, как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе). Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, в том числе следующая информация:
краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В оспариваемом же извещении отсутствует как вышеуказанная информация, так и проект контракта. Как следует из вышеуказанных норм, Заказчик должен в извещении о проведении закупки описать объект закупки с учетом требований статьи 33 и пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В Извещении Заказчиком в нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, неправильно указан объем предоставляемых услуг связи (1 шт.) и цена за ед. измерения (4697650 рублей).
Пунктом 4 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, определено, что тарифы на оказание универсальных услуг почтовой связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и контролю в отношении вопросов, связанных с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, ценой единицы услуги общедоступной почтовой связи является тариф, установленный ФСТ России. Однако, такие сведения в Извещении Заказчиком не указаны.
По мнению Заявителя действия Заказчика ограничивают его право участия в данной процедуре, нарушая Федеральный закон N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Закон о контрактной системе.
УФССП России по РСО-Алания в объяснении по существу жалобы указало, что согласно части 1 пункта 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика который относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Данная статья не подразумевает выбор поставщика, подрядчика, исполнителя конкурентным способом в виду чего положения Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" не применимы к данной закупке.
УФССП по РСО-Алании, будет заключен контракт с поставщиком, подрядчиком, исполнителем, относящимся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
07 июля 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок УФССП по РСО-Алании разместило извещение N0310100006617000030 о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией, сформированное и размещенное контрактным управляющим Сыропятовым Д.И. (далее - Извещение).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика который относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
Частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи. А согласно статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, то есть главным критерием для признания организации естественным монополистом - является осуществление деятельности в условиях естественной монополии, так как Закон о естественных монополиях не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий.
Учитывая вышеизложенное, требования части 1 пункта 1 статьи 93 Закона о контрактной системе распространяются на поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, независимо от того, находятся они в Реестре или нет.
Таким образом, решение Заказчика о способе проведения закупки на оказание услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. Статьей 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
3) идентификационный код закупки;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе;
5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Законом о контрактной системе);
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Однако, Извещение не содержит следующую информацию:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве товара;
- начальная (максимальная) цена единицы услуги.
Кроме того, Извещение содержит указание на ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе, а именно, субъекты естественных монополий, тогда как закупка проводится согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия должностного лица УФССП по РСО-Алания, выразившиеся в определении содержания извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать частично обоснованной жалобу УФПС РСО-Алания - Филиал ФГУП "Почта России" на действия государственного заказчика - УФССП РФ по РСО-Алания при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N0310100006617000030 на оказание услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией.
2. Признать УФССП РФ по РСО-Алания нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать УФССП РФ по РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА161-07/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица УФССП РФ по РСО-Алания, виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 июля 2017 г. N А161-07/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2017