Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 июля 2017 г. N 2-57-8568/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей ФГБУ "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий федерального медико-биологического агентства": Марченко Т.А., Ибрагимова А.К.,
при участии представителя OOO "ДОМСТРОЙ": Абрамовой Т.М.,
рассмотрев жалобу OOO "ДОМСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту двух лифтов с заменой лифтов и лифтового оборудования (Закупка N 0373100037217000267) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.07.2017 NМГ/36070/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное неразмещение Заказчиком в составе аукционной документации сведений о результатах экспертизы проектно-сметной документации на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту двух лифтов с заменой лифтов и лифтового оборудования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N427.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителя, представленный локально-сметный расчет N2 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту двух лифтов с заменой лифтов и лифтового оборудования, предусматривает выполнение (помимо общестроительных работ), электромонтажные работы и работы по замене лифтов. Таким образом, Заказчиком предусмотрена замена (или восстановление), как минимум, двух систем инженерно-технического обеспечения, что попадает под действие Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N427, и подлежит проверке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик для определения начальной (максимальной) цены контракта применен проектно-сметный метод, а также направлены запросы о предоставлении ценовой информации пяти потенциальным исполнителям о возможности выполнить планируемые к закупке подрядные работы по капитальному ремонту двух лифтов с заменой лифтов и лифтового оборудования, кроме того, Заказчик является членом само регулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с 03.11.2016 г., и правомочен осуществлять сметный расчет. Также виды работ, предусмотренные закупкой на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту двух лифтов с заменой лифтов и лифтового оборудования не попадают под перечень работ установленных п.1 Постановления правительства РФ от 18.05.2009 N427.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы, а также свидетельствующих о том, что неразмещение Заказчиком в составе аукционной документации указанных сведений может повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта неправомерно установлена ответственность сторон.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 4, 5 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление Правительства) За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей; 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей; 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. Рублей.
При этом, в п. 8.4 проекта государственного контракта указано: "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе потребовать уплаты Заказчиком штрафа в размере _____.. рублей. Размер штрафа включается в Договор в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Договора на момент заключения Договора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063
б) 2 процентов цены Договора в случае, если цена Договора составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей".
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 953 803, 37 рублей, в проекте контракта установлена ответственность сторон без возможного снижения цены контракта ниже 3 млн. рублей, при этом согласно протоколу проведения электронного аукциона 24.07.2017 минимальная предложенная цена участником закупи составляет 10 844 265.33 рублей, что свидетельствует о том, что вышеуказанные нарушения не повлияли на определение поставщика, подрядчика.
3. Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком в п.25 информационной карты аукционной документации указано следующее: "Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: "18" июля 2017 г. 11 часов 00 мин. (время московское)", а также в п.24 информационной карты аукционной документации "Даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации: С "01" июля 2017 г. по "14" июля 2017 г.", таким образом, 14 июля - это не срок окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а срок окончания подачи запроса участником. После 14 июля Заказчик должен предоставлять два дня разъяснения положений аукционной документации.
В силу ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что если запрос от потенциального участника на разъяснения документации поступит 14-го июля 2017 г. Заказчик в течении двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса даст разъяснение положений аукционной документации и разместит в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы, а также свидетельствующих о том, что вышеуказанная формулировка указанная Заказчиком в составе аукционной документации может повлечь ограничение количества участников закупки и не позволит подать запрос о разъяснении положений аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Инструкция по заполнению заявки не отражает в полной мере всю необходимую для представления сведений информацию, отсутствует правило чтения знаков, таких как: "," ";" "[]" "\" "/", а также из инструкции по заполнению не следует какие значения требуется представить в виде конкретного значения, а какие в виде диапазона значений.
На основании п.2 ч.1 ст.64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в п. 2.13 аукционной документации указано следующее: "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Оформление и форма первой части заявки на участие аукционе определяются участником аукциона. Заявка участника аукциона и прилагаемые к ней в подтверждение предложения документы должны быть чёткими и хорошо читаться. Заявка на участие в аукционе, должна быть cоставлена на русском языке. Входящие в заявку на участие в аукционе документы, оригиналы которых выданы участнику аукциона третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться перевод на русский язык. В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод. Для снижения вероятности ошибок при рассмотрении первой части заявки все позиции желательно указать в том же порядке и с теми же номерами, что и в техническом задании заказчика с воспроизведением параметров и характеристик товара, использованных заказчиком в техническом задании. При описании предлагаемого к поставке товара участник аукциона должен дать исчерпывающее описание всех величин, параметров, характеристик (потребительских свойств) товара, по которым заказчиком установлены те или иные требования. Описание товара с указанием неконкретных характеристик, в том числе при одновременном указании нескольких товарных знаков ( названий) в отношении одного и того же товара, либо употребление слова "аналог", словосочетания " или эквивалент", указание интервала( диапазона) значений вместо конкретного. может быть расценено комиссией как несоответствие заявки требованиям документации с отказом в допуске к участию в аукционе. Участник аукциона должен указывать значения характеристик товара в тех же единицах измерения, что были использованы заказчиком в техническом задании. Дополнительно участник размещения заказа вправе указать в заявке значение этих характеристик также и в других единицах измерения. Сведения, содержащиеся в заявке на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований. Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе", что также позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации, а также ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы, а также свидетельствующих о том, что инструкция по заполнению заявки может повлечь ограничение количества участников закупки и не позволяет заполнить заявку на участие в данном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
5. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком установлены следующие требования к товарам используемым при выполнении работ:
- п. 19 "Кабели силовые ГОСТ 16442-80":
-Номинальные сечения нулевых жил и жил заземления: Не менее 10 мм2,
-Номинальное сечение жилы, мм2: 10 мм2, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку заказчик объединил характеристики, согласно ГОСТ 16442-80, основная жила составляет 10 мм2, нулевая жила составляет 6 мм2, жила заземления составляет 4 мм2, что позволяет участникам закупки заполнить заявку в соответствии с требованиями аукционной документации, при этом данное значение будет противоречить ГОСТ 16442-80.
- п.3 "Кирпич керамический ГОСТ 530-2012":
-Вид: Должен быть рядовой,
-Вид лицевой поверхности: Гладкая / рельефная, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 530-2012, рядовые изделия изготавливают с гладкими или рельефными вертикальными гранями, при этом лицевые кирпич и камень по виду лицевой поверхности изготавливают с гладкой и рельефной поверхностями, что позволяет участникам закупки заполнить заявку в соответствии с требованиями аукционной документации, при этом данное значение будет противоречить ГОСТ 530-2012.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить установление требований вышеуказанным образом, а также на основании каких нормативных документов и государственных стандартов установлены вышеуказанные требования.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, такие как:
- В п. 19 "Кабели силовые" установлены характеристики, такие как: Минимальная толщина поясной изоляции; Минимальный радиус изгиба (в количестве наружных диаметров кабеля Dн) не более; Максимальное напряжение трехфазной сети не более,
- В п. 14 "Трубка полихлорвиниловая" установлены характеристики, такие как: Плотность в диапазоне,
- В п. 12 "Болты с гайками и шайбами строительные" установлены характеристики, такие как: Расчетная площадь сечения болтов.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 3 заявки на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках по вышеуказанным характеристикам, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу OOO "ДОМСТРОЙ" на действия ФГБУ "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий федерального медико-биологического агентства" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также неправомерного установления ответственности сторон.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика, подрядчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Максимов И.С. (495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 июля 2017 г. N 2-57-8568/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2017