Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июля 2017 г. N 2-57-8333/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителя ФГКУ ЦКВГ ФСБ России: Е.А. Романенкова, А.А. Доценко,
в отсутствие представителей ООО "Крокус-капитал", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/35324/17 от 17.07.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Крокус-капитал" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ ЦКВГ ФСБ России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание оборудования по контролю за климатическими параметрами (Закупка N 0373100096517000342) (далее - аукцион) в соответствии с ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NМГ/35324/17 от 17.07.2017.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное включение Заказчиком в один лот функционального не связанного с предметом закупки оборудования, так, например: Вытяжной вентилятор "Kanalflakt" КТ-50-30-4, вентилятор радиальный В-63 Мовен ВР-300-45-4, контур горячего водоснабжения, контур водяного охлаждения, которые, по мнению Заявителя не относятся к оборудованию по контролю за климатическими параметрами.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вентиляторы и контуры водоснабжения и водяного охлаждения являются частью общей системы контроля за климатическими параметрами и выполняют функцию регулирования температуры и потока воздуха.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов или сведений, подкрепляющих доводы жалобы, в том числе, доказывающих ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы, из положений аукционной документации не представляется возможным определить какая сумма подлежит ежемесячной оплате подрядчику за оказанные услуги, что не позволяет участникам сформировать конечное ценовое предложение.
В силу п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации в соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержится обоснование начальной (максимальной) цены, а также установлены сроки окончания оказания услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к исполнителю, вводящие участников закупки в заблуждение, а именно: В п. 3 Технического задания установлено: "Исполнитель обеспечивает ежедневную эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и замену элементов систем вентиляции: общеобменной вентиляции, системы дымоудаления, система местных вытяжек и притоков и тепловых завес в соответствии с регламентом и их бесперебойную круглосуточную работу". Согласно п. 5 Технического задания, исполнитель обеспечивает постоянное присутствие специалиста на объектах Заказчика в течении рабочего времени, в соответствии со следующим графиком: с понедельника по четверг: с 08 ч. 30 мин. До 17 ч. 30 мин. - в пятницу с 08 ч. 30 мин. До 16 ч. 00 мин., в выходные и праздничные дни по требованию Заказчика. По мнению Заявителя установление подобных требований не позволяет определить график оказания услуг.
На заседании Комиссии Управления представить Заказчика пояснил, что график оказания услуг осуществляется в соответствии с п. 5 Технического задания. Для ликвидации возможных аварийных ситуаций в выходные и праздничные дни исполнителю необходимо обеспечить оперативный выезд для устранения неисправностей.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представители Заказчика не явились, а также в составе жалобы Заявителем не указано какие положения Закона о контрактной системе нарушены Заказчиком при установлении графика работ подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к участнику закупки о наличии у него технологического оборудования, а именно:
- В п. 4 раздела "Требования к исполнителю" Технического задания установлено: "Обеспечить обслуживающий персонал спецодеждой и всем необходимым инструментом, оборудованием и средствами мобильной связи";
- В п. 6 раздела "Требования к исполнителю" Технического задания установлено: "Исполнитель обязан предоставить Заказчику до начала производства работ, но не позднее 2-х (двух) рабочих дней с момента заключения Контракта (заверенные копии или оригиналы) следующих документов для ознакомления: заверенную руководством Исполнителя справку (составленную в произвольной форме) о наличии у Исполнителя: необходимого минимального набора инструментов, измерительных приборов, средств малой механизации и прочей спецтехники, необходимых для профессионального проведения технического обслуживания вышеозначенных систем".
Ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлено требование об обеспечении персонала необходимыми средствами для качественного оказания услуг и оперативной связи, так как здания госпиталя расположены на двух разных территориях, заявки от лечебных отделений поступают в течение всего дня. Кроме того, Заказчиком не установлены требования к функциональным и качественным характеристикам указанных инструментов и средств.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в проекте контракта не установлены сроки действия контракта, что не позволяет участникам определить срок окончания действия банковской гарантии.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.9.1 проекта государственного контракта: "Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до _________ г. или до полного исполнения Сторонами всех взаиморасчетов по Контракту", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку при выборе способа обеспечения банковской гарантией участникам закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в аукционной документации неправомерно не установлен конкретный срок окончания действия государственного контракта, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
6. Заказчиком в п. 6 раздела "Общие требования" Технического задания установлено: "В стоимость выполняемых работ должны входить все необходимые материалы и комплектующие для обеспечения выполнения работ а именно: фильтры (тип 1-50), воздуховоды и фасонные части, корпус шкафа (тип 1, 2, 3), лампа (тип 1, 2, 3), переключатель, автоматический выключатель (тип 1-8), реле (тип 1, 2, 3), цоколь для реле (тип 1, 2), блок питания, маркер, маркировка чистая (тип 1, 2, 3), автомат с регулируемой тепловой зашитой, рубильник (тип 1, 2), кнопка (тип 1, 2, 3), труба ПВХ (тип 1, 2), кабель (тип 1-4), провод (тип 1-4), предохранитель (тип 1, 2, 3), датчик температуры (тип 1-12), дифференциальное реле давления (тип 1-5), подшипник (тип 1-21), гайки шестигранные, шайбы стопорные,винты, болты,, фреон, масло для фреона, холодильное масло для фреона, ремни клиновые (тип 1-38), теплоизоляция (тип 1, 2, 3, 4), лента ПВХ самоклеящаяся, клей. В рамках Контракта на обслуживание необходимо произвести ремонт и замену следующего оборудования: теплообменник тип 1 - 1 шт., теплообменник тип 2 - 1 шт., частотный преобразователь тип 1 - 1 шт., насос - 1 шт., вентилятор тип 1 - 2 шт., вентилятор тип 2 - 4 шт., вентилятор тип 3 - 1 шт., вентилятор тип 4 - 1 шт.,пароувлажнитель - 1 шт.,а также привести в рабочее состояние компрессорно-конденсаторные блоки П10, П17 (работы замене фреоновых трасс и кабельных линий, используя следующие материалы: труба медная тип 1 - 10 м, труба медная тип 2 - 10 м, труба медная тип 3 - 30 м, кабель тип 3 - 40 м, провод тип 1 - 50 м.)". При этом, в Форме-2 аукционной документации Заказчиком не установлены требования к товару "Пароувлажнитель", что, по мнению Заявителя, не позволяет оценить потенциальные затраты и сформировать ценовое предложение. Также в Форме-2 установлены требования к товарам, которые не используются при оказании услуг.
В силу ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в нарушение ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлены минимальные и (или) максимальные значения показателей пароувлажнителя, подлежащего замене согласно условиям аукционной документации.
7. Кроме того, в вышеуказанном пункте Технического задания отсутствует количество необходимого товара, что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет сформировать ценовое предложение.
В соответствии с п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что количество товара, подлежащего замене не известно.
Таким образом, в нарушение ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении об осуществлении закупки и документации о закупке цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы Заказчиком не установлены.
8. Согласно доводам жалобы Заявителя, проект контракта в составе аукционной документации Заказчика содержит неправомерное условие о возврате поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, после направления письменного требования.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На заседании Комиссии Управления установлено, что п.8.7 проекта контракта содержит следующее положение: "Возврат обеспечения исполнения обязательств по Контракту (денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта) осуществляется в течение 10 десяти банковских дней после получения Заказчиком письменного запроса о возврате обеспечения исполнения обязательств по контракту Исполнителя (при условии отсутствия претензий)", что свидетельствует об исполнении Заказчиком требования ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в части условия о сроке возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в какой части нарушены нормы Закона о контрактной системе посредством установления вышеуказанного положения проекта контракта, а также что препятствует исполнению условий, установленных п.9.3 проекта контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Крокус-капитал" на действия ФГКУ ЦКВГ ФСБ России обоснованной в части неустановления окончания срока действия государственного контракта, неустановления требований к товару "Пароувлажнитель", используемому при оказании услуг, неправомерном установлении требований к товарам, не используемым при оказании услуг, а также не установлении количества необходимого к использованию товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1, ч. 2 ст.33, п.2 ст. 42, ч.3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Е.И. Ушкова
А.В. Кочетков
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05 (126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июля 2017 г. N 2-57-8333/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2017