Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 июля 2017 г. N 2-57-7882/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителя Администрации поселения Кленовское: Давыдовой С.Н.,
в отсутствие представителей ООО "Зисто", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/33372/17 от 06.07.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Зисто" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Кленовское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на утепление фасада ул. Мичурина д.1 (Закупка N 0148300025917000034) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/32562/17 от 03.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, в частности по позициям: п. "Грунтовка тип 1" (Стойкость покрытия к статическому воздействию воды и раствора хлористого натрия с массовой долей 3 % при температуре (20+2) °С должна быть не менее 8 ч), п. "Смеси тип 1" (Коэффициент паропроницаемости должен быть менее 0,5 мг/м хчхПа), п. "Клей" (Температура вспышки клея должна быть -17 °С), п. "Трубы" (Предел текучести должен быть не более 225 (23) Н/мм2 (кгс/мм2)), п. "Смеси тип 1" (Максимальная крупность заполнителя должна быть не более 2,5 мм), п. "Грунтовка тип 2" (Внешний вид пленки должна быть ровная/однородная/матовая;полуглянцевая. Эластичность пленки при изгибе должна быть не более 1 баллы), п. "Трубки изоляционные" (Структура трубок с закрытой или открытой или смешанной ячеистой структурой) и т.д.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаром и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил доказательств подтверждающих возможность определения конкретных показателей данных товаров без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также, согласно доводам жалобы, при описании товаров Заказчиком использованы слова и символы, значение которых не установлены в Аукционной документации, а именно по п. "Грунтовка тип 1" (Температура нанесения должна быть диапазоном с нижним пределом более 0 °C и верхним более 28 °C), п. "Смеси тип 1" (Жизнеспособность не должна быть менее 120 минут).
Кроме того, по мнению Заявителя Заказчик неправомерно устанавливает требования к внешнему виду и состоянию поверхностей товара, а именно по п. "Грунтовка тип 1", п. "Клей", п. "Трубы", п. "Грунтовка тип 2", п. "Краска фасадная тип 1".
Также, Заявитель указывает, что Инструкция по заполнению заявки содержит положения, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно: "В случае, если согласно инструкции, Заказчиком запрашивается диапазон значений, Участник закупки должен указать диапазон значений, независимо от используемых при этом слов и символов. Например, запрашивается "диапазон должен быть более чем от 0 до 10" или "диапазон должен быть более чем 0-10", в таком случае участнику необходимо указать именно диапазон значений, являющийся более (шире) заданного Заказчиком, при этом допускается включение крайних значений, а слова "от", "до" и символ "-" лишь разделяют минимальное и максимальное значения диапазона (например, ответ может быть "0-11" или "от 0 до 11")", что, по мнению Заявителя, может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку участнику закупки необходимо указать "диапазон значений, являющийся более (шире) заданного Заказчиком", при этом, в тоже время допускается включение крайних значений. Также, согласно инструкции по заполнению заявки: "Если требования прописаны перечислением нескольких марок или видов или типов и т.п. через ",", а перед последним стоит "или" (например Марка стали 08, 10 или 20), то необходимо выбрать одну из указанных марок (характеристик, видов и т.п.)", что может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку Заказчик приводит пример, при этом не раскрывает пример на данный ответ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товарам, а также положения инструкции по заполнению заявки являются типовыми, установлены с целью раскрыть потребность Заказчика, что не может вводить в заблуждение участников закупки. При описании материалов, Заказчиком используются все символы, описанные в инструкции по заполнению заявки. Слова и сочетания слов присутствуют только те, которые необходимы для описания объекта закупки. Все запросы предельных отклонений поверхностей, приведены Заказчиком в полном соответствии с ГОСТ и потому являются стандартными. Так например, Заказчиком задано "диапазон должен быть более чем от 0 до 10", участник вправе указать например "диапазон от 0 до 15" или "0-15", тем самым "0" будет включенным крайним значением, а сам диапазон "0-15" будет являться большим чем "от 0 до 10".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно:
1) Инструкция по заполнению заявки содержит положения, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно: "В случае указания в Технических требованиях значений показателей, сопровождающихся словами: "лучше" или "хуже", участник закупки должен указать материал, обладающий более высокими или более низкими эксплуатационными свойствами соответственно", что может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку участник закупки не имеет возможность определить какой материал обладает более высоким, а какой более низкими эксплуатационными свойствами не имея данный товар в наличии.
2) Также, согласно инструкции по заполнению заявки: "В случае указания в Технических требованиях значений показателей, сопровождающихся словами: "должен быть диапазоном_участник закупки должен указать именно диапазон значений", при этом в инструкции также указано: "В случае указания в Технических требованиях значений показателей, сопровождающихся словами: "должно быть в диапазоне_", участник закупки должен указать один конкретный показатель, соответствующий требуемому диапазону значений", что может вводить в заблуждение участников закупки.
3) Кроме того, инструкция также содержит следующее положение: "Если прописан в требуемом значении символ "~", он означает, что, заказчику требуются все значения, представленные в предлагаемом диапазоне (интервале) с указанием минимального и максимального значения (включая крайние значения данного интервала)", что не позволяет определить потребность Заказчика.
4) По мнению Заявителя, инструкция по заполнению заявки содержит положения, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, поскольку описывают символы и требования отсутствующие в Форме-2, а именно: "Если прописан в требуемом значении символ "~", он означает что, заказчику требуются все значения, представленные в предлагаемом диапазоне (интервале) с указанием минимального и максимального значения (включая крайние значения данного интервала"; "Если в требованиях к материалам последовательно присутствуют элементы крепежа, такие как "болт", "гайка", "шайба", то номинальные размеры таких крепежных элементов должны быть сопрягаемы друг с другом"; "В случае указания в Технических требованиях значений показателей, сопровождающихся словами: "лучше" или "хуже", участник закупки должен указать материал, обладающий более высокими или более низкими эксплуатационными свойствами соответственно".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика документов и сведений опровергающих доводы жалобы, а также подтверждающих правомерность установления вышеуказанных требований. Кроме того, представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Зисто" на действия Администрации поселения Кленовское обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам, а также в части нарушений допущенных при формировании инструкции по заполнению заявки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
Р.Г. Осипов
Исп. Несиев З.У.
1. Администрация поселения Кленовское
142136, Москва, Кленовское п, Кленово с, ул Центральная
2. ООО "Зисто"
117342, г. Москва, ул. Бутлерова, дом 17Б, пом. ХI, ком. 67
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119435, Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-7882/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
11.07.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
на основании решения Комиссии от 11.07.2017 по делу N 2-57-7882/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Зисто" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Кленовское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на утепление фасада ул. Мичурина д.1 (Закупка N 0148300025917000034), в соответствии с Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протоколы проведения Аукциона;
-вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N 2-57-7882/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена согласно ч.6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России по делу N 2-57-7882/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 30.08.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу:
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: З.У. Несиев
Р.Г. Осипов
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 июля 2017 г. N 2-57-7882/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017