Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 июня 2017 г. N 2-57-7350/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальник отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Жилищник Обручевского района": Коротеева В.В.,
ООО "Центр сопровождения контрактов": Арищенкова И.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Обручевского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству опор наружного освещения, светодиодных плафонов, подсветки клумб и декоративной подсветки на дворовых территориях района Обручевский (Закупка N 0373200032217000499) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/31381/17 от 27.06.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно:
- п. "Трубы напорные из полиэтилена": "Наружный диаметр: не менее 50, Толщина стенки: не менее 2,9, Номинальное давление 0,6, Предельное отклонение от толщины [+ 0,5 ]", что, по мнению Заявителя, является не правомерным, поскольку Заказчик установил конкретные значения "Номинальное давление 0,6 Мпа и Предельное отклонение от толщины [+ 0,5 ]", согласно таблице 3 ГОСТ 18599 соответствуют трубы наружным диаметром 63 и толщиной 3,6 мм, при этом заказчик устанавливает требование "Наружный диаметр не менее 50, Толщина стенки: не менее 2,9.
- п. "Провода, марка ПВС": "количество жил не менее 3, скрутка жилы скручиваются без заполнителя, жилы пятижильных проводов допускается скручивать вокруг сердечника", что, по мнению Заявителя, является не правомерным, поскольку Заказчик устанавливает требование к скрутке пятижильных проводов, при этом требует количество жил не менее 3.
- п. "Профили стальные электросварные прямоугольного сечения трубчатые": "Толщина стенки от 1,5 до 4, Трубы бесшовные горячедеформированные; бесшовные холоднодеформированные, Площадь поперечного сечения не менее 1,82", что, по мнению Заявителя, является не правомерным.
- п. "Доски хвойных пород антисептированные обрезные": "Номинальная толщина не менее 25 не более 32, Номинальная ширина не менее 10 не более 15, Объем 1 м. Доски не более 0,00375", что, по мнению Заявителя, является неправомерным.
- п. "Песок для строительных работ": "Содержание галоидных соединений, включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора 15", что, по мнению Заявителя, является неправомерным.
- п. "Битумы нефтяные, дорожные жидкие": "Класс СГ и МГ, Температура начала кипения не ниже 145 или не нормируется", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку согласно п. 1.3 ГОСТ 18599 температура начала кипения, °С, СГ не ниже 145, а для марки МГ не нормируется.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился подтвердить необходимость установления вышеуказанных требований, а также не предоставил доказательств наличия товаров, соответствующих установленным в аукционной документации требованиям.
Кроме того, Заказчика согласился с доводами жалобы относительно п. "Профили стальные электросварные прямоугольного сечения трубчатые", п. "Доски хвойных пород антисептированные обрезные", п. "Песок для строительных работ", а также пояснил, что при формировании аукционной документации произошла техническая ошибка.
2. Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, неправомерных требований к товарам, и использование нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В форме 2 в частности, установлены требования:
- п. "Растворы цементные": "норма подвижности по погружению конуса средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте".
- п. "Земля растительная": "Плотность почвы, Содержание органического вещества должно быть".
- п. "Смеси бетонные": "Средняя прочность бетона, Средняя плотность, Удельная эффективная активность естественных радионуклидов бетона".
- п. "Трубы напорные из полиэтилена": "масса 1 м труб, Предельное отклонение от толщины, Максимальная температура: Внешний вид поверхности".
- п. "Провода, марка ПВС": "номинальная толщина изоляции жил, номинальная толщина оболочки, максимальная допустимая температура токоведущих жил в процессе эксплуатации, строительная длина, длительно допускаемая температура окружающей среды при эксплуатации безотказная наработка, минимальная температура прокладки кабеля без предварительного подогрева".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаром и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров представляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному формированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
3. Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных требований к товарам, и использование нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В форме 2 в частности, установлены требования:
п. "Растворы цементные норма подвижности по погружению конуса 1-14 см", согласно инструкции по заполнению первых частей заявок Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения, что, по мнению Заявителя, является не правомерным, поскольку Заказчик не установил требование по маркам, при этом согласно п. 4.3 ГОСТ 28013 различаются 4 марки в зависимости от нормы подвижности по погружению конуса.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отсутствии в аукционной документации требования к участникам закупки и ко второй части заявки на участие в аукционе о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ (далее - свидетельство СРО), что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 и п.2 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч.3 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч.2 ст.52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч3.1 ст.52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч.4 ст.55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки и ко второй части заявки на участие в аукционе о предоставлении копии свидетельства СРО, так как сметная документация не содержит работы, которые включены в перечень, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при отсутствии в аукционной документации требований к участникам закупки и составу второй части заявки о предоставлении копии свидетельства СРО.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем, согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, на участие в аукционе подано 4 заявки, при этом допущенные при формировании аукционной документации нарушения не явились причиной признания заявок не соответствующими документации, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Обручевского района" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Д.С. Бруев
Л.Н. Харченко
Исп. Бруев Д.С.
Тел.: (495) 784-75-05 доб.124
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 июня 2017 г. N 2-57-7350/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017