Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июля 2017 г. N 2-57-8541/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта правового отдела Н.А. Михалевой,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ФГБОУ ВО "Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)": М.Н. Федюнина,
в отсутствие представителей ООО "ЭКОЛ Строй" о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N 35939/17 от 19.07.2017,
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОЛ Строй" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов и объединённых диспетчерских систем в общежитиях и корпусах МАИ (Закупка N 0373100065617000081) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N 35939/17 от 19.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует установление заказчиком в аукционной документации требований к товарам пп. 1- кабель канал, 2 - лента бутиловая, 17 - краски маслянные, 29 - раствор цементный, 30 - кабель канал, 32 - труба гофрированная, 36 - пена монтажная, 43 - гипсовые вяжущие, 47 - электроды, 50 - краски маслянные, 51 - оцинкованная сталь с диференцированным покрытием, 63 - доски из пиломатериалов хвойных пород, 69 - шпатлевка, 72 гопсовые вяжущие, 74 - краски масляные п. VI "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронно форме" технического задания, поскольку применение данных товаров не предусмотрено техническим заданием, а также поскольку предметом закупки не является выполнение работ с использованием указанных материалов.
Согласно п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить из какого положения аукционной документации размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок участникам закупки представляется возможным определить необходимость применения при выполнении работ вышеуказанных товаров.
Также заявитель обжалует избыточные требования, предъявляемые заказчиком при оспиании следующих позиций: п.п. 61, 65, 64, 66.
Так, согласно п. 61 заказчиком при опсиании позиции указано следующее: "Гвозди. Должны быть с плоской головкой. Диаметр стержня 0,8 мм или 1,0 мм и 1,2 мм, 1,4 мм; 1,6 мм.
Длина гвоздя от 8*мм до 50*мм. Минимальная высота головки не менее 0,48 мм. Минимальный диаметр головки не менее 1,6 мм. Теоретическая масса 1000 гвоздей не более 0,791 кг. Заостренная часть гвоздя может иметь круглое или квадратное сечение. Угол заострения по граням не должен быть более 40 градусов".
Иные показатели приведенных товаров также описаны вышеприведенным способом.
Вместе с тем, целью проводимой закупки является именно результат выполненных работ. В связи с чем, объектом настоящей закупки явился капитальный ремонт, а не материалы, которые подлежат использованию участником при выполнении работ по контракту. В настоящем деле, заказчик предусмотрел в своей аукционной документации многочисленные требования именно к материалам, подлежащим использованию при выполнении капитального ремонта, а не к объекту закупки.
Однако ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила описания объекта закупки, а не материалов, подлежащих использованию при выполнении работ. Вместе с тем, контрольный орган допускает, что специфика предмета закупки (выполнение подрядных работ) обуславливает необходимость описания характеристик материалов, подлежащих использованию при выполнении работ. Однако предъявление требований к показателям материалов работ должно носить также, как и при описании объекта закупки, объективный характер и быть вызвано фактической потребностью заказчика в исполнении контракта именно посредством таковых строительных материалов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Вместе с тем, предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов и объединённых диспетчерских систем в общежитиях и корпусах МАИ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОЛ Строй" на действия ФГБОУ ВО "Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Н.А. Михалева
И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Д.А. Орехов
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июля 2017 г. N 2-57-8541/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017