Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июля 2017 г. N 2-57-8628/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
Департамента строительства города Москвы: С.А. Севастьянова,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: М.М. Кулика,
в отсутствие представителей ООО "ПРОМТЕХ", о времени и месте рассмотрения уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N МГ/36298/17 от 21.07.2017,
рассмотрев жалобы ООО "ПРОМТЕХ" (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение остатков подрядных работ по строительству объекта капитального строительства (Закупки NN 0173200001417000402, 0173200001417000549) (далее - электронные аукционы, аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении указанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционных документаций.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/36298/17 от 21.07.2017.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалоб, Заказчиком в аукционных документациях установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены такие требования к товарам и материалам, используемым при оказании услуг, в частности:
- В п. "Песок" установлено требование "Модуль крупности";
- В п. "Трубы стальные электросварные прямошовные" установлены требования "Предельные отклонения по толщине стенки", "Предельные отклонения по наружному диаметру";
- В п. "Трубы напорные из полиэтилена" установлены требования "Толщина стенки с учетом предельного отклонения от номинального значения", "Предельные отклонения длины от номинальной", "Предназначены для трубопроводов, транспортирующих воду, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения, при рабочей температуре", "Расчетная масса 1 м трубы", "Коэффициент снижения давления в зависимости от рабочей температуры воды", "Коэффициент запаса прочности";
- В п. "Эмаль кремнийорганическая" установлены требования "Плотность пленок эмали", "Плотность эмали";
- В п. "Щебень из естественного камня" установлено требование "Основная фракция";
- В п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие крупнозернистые" установлены требования "Содержание битума", "Количество щебня";
- В п. "Изол" установлены требования "Максимальные отклонения от размеров полотна изола по ширине", "Максимальные отклонения от размеров полотна изола по толщине", "Длина сердечника";
- В п. "Отводы крутоизогнутые (детали трубопроводов бесшовные приварные)" установлены требоания "Размер между плоскостью торца и точкой пересечения касательных к осевой линии в точках ее пересечения с плоскостями торцов", "Размер между плоскостью одного торца и центом другого торца";
- В п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые для верхних слоев покрытий" установлены требования "Наибольший размер минеральных зерен", "Содержание щебня", "Содержание битума в смесях", "Порода щебня";
- В п. "Скобы облегченные для крепления трубопроводов" установлены требования "Предельные отклонения по диаметру", "Предельные отклонения по размеру А", "Размер L", "Масса 1000 шт";
- В п. "Камни бетонные бортовые прямые рядовые" установлены требования "Предельные отклонения по высоте камней", "Предельные отклонения по длине камней", "Предельные отклонения по ширине камней по верхней кромке", "Предельные отклонения по ширине камней по основанию", "Модуль крупности песка", "Расход бетона";
- В п. "Трубы электросварные прямошовные" установлены требования "Предельные отклонения по длине", "Предельные отклонения по толщине стенки", "Предельные отклонения по наружному диаметру", "Овальность труб", "Равностенность труб";
- В п. "Пергамин кровельный" установлено требование "Отклонения по ширине полотна";
- В п. "Трубы стальные бесшовные, горячедеформированные" установлены требования "Предельные отклонения по наружному диаметру", "Предельные отклонения по толщине стенки", "Предельные отклонения по длине труб", "Плотность стали";
- В п. "Щебень из естественного камня" установлено требование "Основная фракция";
- В п. "Провода с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией" установлено требование "Расчетная масса 1 км";
- В п. "Сталь горячекатаная для армирования" установлены требования "Площадь поперечного сечения стержня", "Предельные отклонения диаметра", "Предельные отклонения по размеру d", "Предельные отклонения по длине", "Овальность профилей", "Плотность стали";
- В п. "Плиты бетонные тротуарные" установлены требования "Ширина плит", "Отклонения по длине плит", "Количество плит в 1 м";
- В п. "Плиты пенополистирольные" установлены требования "Предельные отклонения от номинальных размеров по длине", "Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине", "Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине";
- В п. "Уголки стальные горячекатанные равнополочные" установлены требования "Радиус внутреннего закругления", "Радиус закругления полок", "Площадь поперечного сечения", "Предельные отклонения по длине уголков", "Предельные отклонения по массе", "Предельные отклонения по ширине полки", "Предельные отклонения по толщине полки";
- В п. "Трубы хризотилцементные безнапорные" установлены требования "Допускаемые отклонения по толщине стенки", "Допускаемые отклонения от прямолинейности", "Допускаемые отклонения по наружному диаметру", "Допускаемые отклонения по длине";
- В п. "Провода самонесущие" установлены требования "Допустимый ток односекундного короткого замыкания", "Толщина изоляции нулевой несущей жилы с учетом предельного отклонения о номинального значения", "Допустимый нагрев токопроводящих жил при эксплуатации при коротком замыкании", "Толщина изоляции основных жил с учетом предельного отклонения от номинального значения", "Допустимый нагрев токопроводящих жил в нормальном режиме эксплуатации", "Предельное отклонение от номинальной толщины изоляции нулевой несущей жилы";
- В п. "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" установлены требования "Выдерживаемое кабелем время воздействия постоянного напряжения", "Допустимые токовые нагрузки кабелей в режиме перегрузки на воздухе на переменном токе", "Номинальное переменное напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей", "Номинальное переменное напряжение между основными токопроводящими жилами кабеля", "Допустимая температура нагрева жил кабеля в режиме перегрузки", "Выдерживаемое кабелем время воздействия переменного напряжения частотой 50 Гц", "Допустимые токи короткого замыкания кабелей";
- В п. "Смеси бетонные" установлено требование "Фракция крупного заполнителя";
- В п. "Битумы нефтяные строительные" установлено требование "Температура самовоспламенения";
- В п. "Трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом" установлено требование "Допустимое диаметральное отклонение";
- В п. "Провода с поливинилхлоридной изоляцией" установлены требования "Расчетная масса 1 км провода", "Длительно допустимая температура нагрева жил", "Радиус изгиба при монтаже";
- В п. "Материал рулонный кровельный, рубероид" установлено требование "Предельные отклонения по ширине";
- В п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные" установлено требование "Наибольший размер минеральных зерен";
- В п. "Кабели телефонные с полиэтиленовой изоляцией в пластмассовой оболочке" установлены требования "Расчетная масса 1 км кабеля", "Допустимый радиус изгиба";
- В п. "Прокат листовой горячекатанный" установлены требования "Предельные отклонения по толщине проката", "Предельные отклонения по ширине проката", "Предельные отклонения по длине проката";
- В п. "Блоки бетонные сплошные" установлены требования "Отклонение проектных размеров блоков по ширине", "Отклонение проектных размеров блоков по высоте", "Отклонение проектных размеров блоков по длине", "Отклонение от прямолинейности профиля поверхностей блока";
- В п. "Двутавры стальные горячекатаные параллельными гранями полок" установлены требования "Предельные отклонения по высоте двутавра","Предельные отклонения по толщине полки", "Предельные отклонения по толщине стенки";
- В п. "Швеллеры стальные горячекатаные" установлены требования "Радиус закругления полки", "Уклон внутренних граней полок", "Радиус внутреннего закругления", "Плотность стали", "площадь поперечного сечения", "Предельные отклонения по высоте", "Предельные отклонения по толщине полки в минусовую сторону";
- В п. "Трубы стальные водогазопроводные" установлено требование "Плотность стали";
- В п. "Маты из минеральной ваты прошивные" установлены требования "Расстояния между швами", "Шаг шва", "Предельные отклонения по длине", "Расстояние между кромкой и крайним швом", "Предельные отклонения по толщине", "Предельные отклонения по ширине";
- В п. "Кабели монтажные многожильные с пластмассовой изоляцией" установлено требование "Расчетная масса 1 км кабеля";
- В п. "Трубки из поливинилхлоридного пластиката электроизоляционные гибкие" установлено требование "Теоретическая масса 1 м трубки при номинальных размерах";
- В п. "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная" установлено требование "Ширина герметизируемого стыка";
- В п. "Кабели контрольные" установлено требование "Длительная допустимая температура нагрева жил кабелей в режимах эксплуатации".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок. Так, например, Заказчиком по п. "песок" установлено требование "Модуль крупности", при этом, согласно ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний" модуль крупности песка определяется путем математических вычислений после проведения испытаний по определению полных остатков на сите с круглыми отверстиями диаметром 2,5 мм и на ситах с сетками N 1,25; 0,63; 0315; 016.
Кроме того, Заказчиком установлены требования к значениям показателей товаров, которые, в соответствии с государственными стандартами, определены для конкретного типа (вида) товара. Так, например, Заказчиком по п. "Швеллеры стальные горячекатаные" установлены требования "Радиус закругления полки", "Уклон внутренних граней полок", "Радиус внутреннего закругления", "Площадь поперечного сечения", при этом, согласно ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент" данные параметры однозначно определены для конкретного номера швеллера. Таким образом, если известен номер швеллера, то автоматически становятся известны значения указанных характеристик.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Форме-2 Аукционной документации характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в данных электронных аукционах подано по 1 заявке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "ПРОМТЕХ" на действия Департамента строительства города Москвы обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Д.С. Бруев
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июля 2017 г. N 2-57-8628/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017