Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 июля 2017 г. N 2-57-8852/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Б.А. Абдулагимовой, Е.О. Шувалова,
ООО "Рельеф": А.А. Аферова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту в ГБУ ТЦСО "Мещанский" (Закупка N 0373200041517000214) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев предоставленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/36999/17 от 25.07.2017, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований к материалам, не являющимся предметом Закупки, а именно: сталь листовая, наличники, замок с цилиндровым механизмом, пена монтажная, клей, бруски, угол внешний плоский, угол внутренний, соединение на стык, шпатлевка масляно-клеевая универсальная, термошайбы поликарбонатные, винты самонарезающие, поковка строительная (Стяжки), поковки строительные (Скобы крепежные), покавки строительные (Хомуты), изделия наружной водосточной системы, изделия наружной водосточной системы из ПВХ, элемент стыковочный с внутренней скобой, желоб водосточный, олифа, лента изоляционная, гвозди, доски, смесь гипсовая (гипс), материал рулонный кровельный.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя вышеуказанные товары отсутствуют в сметах, а также не указаны работы, при которых применяются указанные товары.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в составе аукционной документации размещены ресурсные ведомости, с указанием видов работ, а локальные сметы, в которых представлены все вышеуказанные товары, используемые при выполнении работ.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления и в составе жалобы Заявителем не было представлено документов и сведений, подтверждающих доводы жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к 10 типам лент, 13 типам профилей, 7 типам досок, 8 типам плиток, 5 типам листов гипсокартонных и так далее. Вместе с тем, по мнению Заявителя, сметная документация, не содержит указания на виды работ, для которых необходимы установленное количество типов товаров, а также на количество каждого типа.
На заседании Комиссии Управления установлено, что сметы, размещенные в составе аукционной документации содержат указанное количество товаров, используемых при разных работах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, заказчиком установлены требования к товарам, не влияющие на их функциональные характеристики, так, например:
- В п. 2 "Герметик" установлено требование "Вес: < 320 мл.
- В п. 114 "Профили" установлено требование "Количество отверстий: от 6 до 10 мм.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, каким образом указанные требования к товарам влияют на функциональные, технические и качественные характеристики товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком требований к товарам таким образом, что не позволяет предоставить достоверные значения показателей, так например:
- в п. 23 "Прокладки резиновые уплотнительные для профилей алюминиевых" установлено требование "Цвет (выбрать 2 цвета): Серый; Черный, Белый; синий";
- в п. 40 "Смеси сухие (затирка)" установлено требование "Цвет (выбрать 4 цвета): Зеленый; красный, вишневый; фиолетовый, синий; голубой, серый; черный";
- в п. 42, 67 "Плитка керамическая" установлено требование "Цвет (выбрать 4 цвета): Зеленый; красный, вишневый; фиолетовый, синий; голубой, серый; черный".
В соответствии с Инструкцией по заполнению сведений о функциональных, технических и качественных характеристиках товаров В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой". Следовательно, в п. 23 "Прокладки резиновые уплотнительные для профилей алюминиевых" единственным возможным вариантом предложения цветов будет "Черный, Белый", тогда как по п. 40, 42, 67 участникам закупки не представляется возможным предоставить сведения по параметру "Цвет", соответствующие положениям аукционной документации, в частности Инструкции. Кроме того, установленные таким образом требования не позволяют однозначно определить потребность Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель также обжалует установление Заказчиком нестандартных показателей к товарам, так, например, в п. 47 "Трубы электротехнические" установлено требование "Толщина стенки трубы".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на Заявителя в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить в соответствии с чем указанная характеристика товара является нестандартной, кроме того, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих, что характеристика "Толщина стенки труб" является нестандартной для товара трубы электротехнические.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
6. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, совокупности которых не соответствует товар ни одного производителя, так, например,
- п. 70 "Замок" Тип механизма секретности: цилиндровый. Длина: до 172 от 164 мм. Ширина: от 50 до 100 мм. Толщина замка: <26 >20 мм. Межосевое расстояние: от 55 до 100 мм. Диаметр ригеля: >10 <13 мм. Количество ригелей: > 2 шт. Удаление ключевого отверстия: от 45 до 70 мм.
- п. 80 "Листы гипсокартонные" Толщина листов: < 12,0 > 9,5 мм. Ширина листа: от 400 до 800 мм. Длина листа: <4,0 мм.
- п. 113 "Листы гипсокартонные" Толщина: <12,5 >10,0 мм.
- п. 14 "Листы гипсокартонные" Толщина листа: до 16,0 от 12,0 мм. Ширина листа: от 400 до 800 мм. Длина листа: < 4,0 > 2,0 м.
- п. 109 "Защелка врезная" Толщина полотна: <55 >45 мм. Габариты: (ДхШхТ) до 72х65х15 от 67х55х11 мм. Планка защелки: <112х25 > 102х20 мм.
- п. 95 "Материал рулонный кровельный" Длина: >11 < 14 мм.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика представлены сведения из открытых источников от производителей, в соответствии с которыми существуют товары, соответствующие указанным требованиям к характеристикам товаров. Кроме того, листы гипсокартонные изготавливаются производителями любой толщины. Вместе с тем, представителем заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что существует товар по п. 5 "Материал рулонный кровельный" с установленной в Форме-2 длиной.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о обоснованности довода жалобы в части установления требований к товару по п. 5 "Материал рулонный кровельный", совокупности которых не соответствует товар ни одного производителя, что нарушает положения п.1 ч.1 , ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
7. Кроме того, согласно доводам жалобы Заказчиком при внесении изменений в аукционную документацию были изменены значения показателей "Длина", "Толщина", "Диаметр ригля" товара по п.70 "Замок", а также показателя "Толщина" товара по п. 72 "Наличники", что по мнению Заявителя, вводит участников Закупки в заблуждение.
Согласно ч.1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч. 2 и 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В силу ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить какая норма Закона о контрактной системе нарушена Заказчиком и каким образом внесение изменений в аукционную документацию, в частности изменения требуемых значений параметров "Длина", "Толщина", "Диаметр ригля" товара по п.70 "Замок", параметра "Толщина" товара по п. 72 "Наличники" вводит участников закупки в заблуждение и препятствует подготовке заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
8. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам, не позволяющие определить потребность Заказчика, так, например, по п. 121 "Доски" установлено требование "Сорт: >IV".
Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 8486 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" по качеству древесины и обработки доски и бруски подразделяются на пять сортов: отборный, I, II, III, IV, а брусья - на четыре сорта: I, II, III, IV. Таким образом, по мнению Заявителя, невозможно указать значение по указанному параметру, соответствующее одновременно и положениям аукционной документации и ГОСТ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в заявках участникам закупки необходимо представить показатель сорта выше, чем IV, т. е. III, II, I или отборный.
Вместе с тем, согласно Инструкции, символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения, следовательно, предложение сорта доски III, II, I или отборный не будет соответствовать положениям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1, 2 ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контактной системе.
Вместе с тем, согласно протокола рассмотрения первых частей заявок от 28.07.2017 N N0373200041517000214-1-1, на участие в электронном аукционе подано 6 заявок, все из которых признаны соответствующими аукционной документации и допущены к участию в аукционе. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной в части установления требований к показателям товара, не влияющих на его функциональные характеристики, установления требований таким образом, что не позволяет предоставить значение, соответствующее аукционной документации, установлении требований, совокупности которых не соответствует товар ни одного производителя по п. 5 "Материал рулонный кровельный", а также установления требований, не позволяющих предложить значения показателей, соответствующих одновременно и ГОСТ и аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Л.Н. Харченко
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 июля 2017 г. N 2-57-8852/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017