Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июля 2017 г. N 2-57-8678/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей Управы района Вешняки города Москвы: Д.О. Селяметова, Ю.А. Болибок,
в отсутствие представителей ООО "СтройСтандарт", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/36320/17 от 21.07.2017),
рассмотрев жалобу ООО "СтройСтандарт" (далее - Заявитель) на действия Управы района Вешняки города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству детского городка по адресу: ул. Молдагуловой д. 3 к.1, 2, 3 в районе Вешняки (Закупка N 0373200006217000411) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанном электронном аукционе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленной в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.07.2017 NМГ/36320/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в аукционной документации установлены противоречивые сроки выполнения работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с п.4 Информационной карты период выполнения работ с 13.06.2017 до 30.07.2017 календарных дней, вместе с тем, согласно п.8 Технического задания сроки выполнения работ: с даты заключения настоящего Контракта и до 30.07.2017 г. Вместе с тем, проведение аукциона, в соответствии с извещение о проведении аукциона, - 31.07.2017.
Комиссия Управления приходит к выводу, сроки выполнения работ в соответствии с документацией об аукционе заведомо неисполнимы, таким образом аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, не представляется возможным определить адрес выполнения работ.
Комиссией Управления установлено, что в п.4 Информационной карты указано: Место выполнения работ: город Москва. Условия выполнения работ: в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием. В п.2 Технического задания указано: Работы выполняются на дворовой территории, адресные ориентиры которой: (далее - объект): ул. Молдагуловой д. 3 к.1,2,3.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте контракта не указан идентификационный код закупки.
На основании п.3 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об идентификационном коде закупки.
В силу ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился, что проект контракта в нарушение ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе не содержит идентификационный код закупки.
4. По мнению Заявителя, в аукционной документации присутствуют разночтения по сроку оплаты оказанных услуг.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.9 Технического задания аукционной документации оплата производится в течение 15 (пятнадцати) банковских дней, при этом в п.2.5 проекта контракта указано, что оплата производится в течение 30 (тридцати) рабочих дней.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации присутствуют разночтения по сроку выполнения работ, что вводит участников закупки в заблуждение и нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. По мнению Заявителя, в Технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, например, такие как:
-п.1 Гвозди строительные: "тип головки гвоздей: плоская или коническая", "диаметр стержня 2.0 мм", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку Заказчик расширил диапазон возможных значений. Согласно ГОСТ 4028-63, требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, диаметр стержня гвоздей с плоским типом головки составляет пять конкретных значений: 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 1,6 мм.
-п.1 Гвозди строительные: "тип головки гвоздей: плоская или коническая", "торцовая поверхность гвоздя: рифленая; гладкая". Согласно инструкции по заполнению заявки указано: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Согласно п.1.7 ГОСТ 283-75, требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, торцовая поверхность конической головки строительных гвоздей должна быть рифленой. Таким образом, при указании участником закупки типа головки гвоздей, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ товаров на условиях аукционной документации и соответствующих требованиям установленных документацией государственных стандартов, Заказчику заведомо известен показатель "торцовая поверхность гвоздя" и установление Заказчиком в технической части аукционной документации требования к указанному параметру носит необъективный характер.
-п.5 Песок для строительных работ: "обогащение: обогащенный; без обогащения", "наибольшая крупность зерен песка: 0,315 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки указано: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Согласно ГОСТ 8736-2014, требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, обогащенный песок - это сыпучий материал с наибольшей крупностью зерен до 5,0 мм.
-п.5 Песок для строительных работ: "обогащение: обогащенный; без обогащения", "тип исходной породы для песка из отсевов дробления: изверженные; метаморфические; гравий", "марка по дробимости песка из отсевов дробления: 600". Согласно инструкции по заполнению заявки указано: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Согласно ГОСТ 31424-2010, требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, марка по дробимости обогощенного песка из изверженного вида пород составляет 1000-1400. Таким образом, Заказчик расширил диапазон возможных значений, что может вводить участников закупки в заблуждение.
-установлены излишние требования к товарам, а именно: п.6 Пигменты сухие зеленые (состав: неорганический желтый железоокисный пигмент), п.8 Растворы строительные (норма подвижности по погружению конуса), п.4 Крошка резиновая гранулированная (содержание крошки размером > 2,5 мм).
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано, что в п.9 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные" установлены неправомерные требования, а именно: "тип асфальтобетона: Д или Г", "марка асфальтобетона: I или II". Согласно инструкции по заполнению заявки указано: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". В жалобе указано, что согласно ГОСТ 9128-2013, для асфальтобетона Д марка I не предусмотрена.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участнику закупки необходимо представить характеристики товара в соответствии с ГОСТ 9128-2013 и требованиями аукционной документации, при этом требования аукционной документации по товару "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные" не противоречат положениям государственного стандарта.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товару "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные".
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройСтандарт" на действия Управы района Вешняки города Москвы обоснованной в части неправомерных и избыточных требований к товарам, противоречивых сроков выполнения работ, отсутствия в проекте контракта идентификационного кода закупки, противоречивых сроков оплаты выполненных работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1 ст.23, п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы Я.Н. Ращупкиной по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-8680/77-17 от 26.07.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
Л.Н. Харченко
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июля 2017 г. N 2-57-8678/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017