Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 августа 2017 г. N 2-57-8910/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы": Е.С. Захаровой, А.В. Филатова, а также в отсутствие представителей ООО "Техсис", о времени, месте рассмотрения жалоб уведомлены письмами Московского УФАС России (исх. NМГ/37390/17 от 27.07.2017, NМГ/37389/17 от 27.07.2017),
рассмотрев жалобы ООО "Техсис" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по приспособлению для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения ГБУК г. Москвы "Централизованная библиотечная система Южного административного округа", Библиотека N149
(Прежнее название Библиотека N 220),по адресу: г. Москва, ул. Ясеневая, дом 34 корпус 4, ГБУК г. Москвы "ТКС "Ново-Переделкино", клуб "Сфера", по адресу: г. Москва, ул. Лукинская, д.1 (Закупки NN0373200138217000041, 0373200138217000042) (далее - аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заказчиком представлены запрашиваемые письмами Московского УФАС России (исх. NМГ/37390/17 от 27.07.2017, NМГ/37389/17 от 27.07.2017) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар, используемый при выполнении работ. При этом конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявок на участие в аукционах, что также препятствует корректному заполнению первых частей заявок на участие в аукционах и приводит к ограничению количества участников закупок.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционных документациях неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно к следующим товарам: "Краски масленые МА-15", "Кирпич", "Песок для строительных работ", "Доводчик для дверей. Тип 1", "Информационный терминал (киоск) ", "Олифа натуральная", "Краски водно-дисперсионные", "Листы гипсокартонные", "Плитки керамические", "Потолочная плита", "Смесь бетонная", "Сталь полосовая", "Уголки стальные", "Система информационная индукционная для слабослышащих стационарная", "Шпатлевка масляно-клеевая", "Трубы электротехнические гофрированные, поливинилхлоридные, негорючие", "Трубы напорные из полиэтилена", "Кабеля", "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Тип 2", "Камни бортовые", "Мастика клеящая каучуковая", "Клей резиновый", "Линолеум", "Толь кровельный", "Мел природный молотый", "Мыло твердое хозяйственное", "Электроды", "Гвозди строительные", "Грунтовка водно-дисперсионная", "Пиломатериалы хвойных пород", "Известь строительная негашеная хлорная", "Шуруп строительный с потайной головкой", "Шнур", "Унитаз", "Битумы нефтяные строительные", "Винты самонарезающие. Тип 1", "Битумы нефтяные строительные", "Винты самонарезающие. Тип 2", "Гвозди толевые круглые", "Клей ПВА", "Доски обрезные хвойных пород", "Доводчик для дверей. Тип 2", "Известь строительная", "Олифа комбинированная", "Керосин для технических целей", "Горячекатаная арматурная сталь".
Так, например Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в первых частях заявки конкретного значения максимального значения степени перетира, максимального значения твердости пленки по маятниковому прибору типа М-3 и ТМЛ (Маятник Б) и максимального значения массовой доли летучего вещества товара "Краски масленые МА-15", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" не нормирует такие показатели красок как "Максимальное значение степени перетира", "Максимальное значение твердости пленки по маятниковому прибору типа М-3 и ТМЛ (Маятник Б)" и "Максимальное значение массовой доли летучего вещества", а нормирует такие параметры как "Степень перетира", "Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3 и ТМЛ (Маятник Б)" и "Массовая доля летучего вещества". Кроме того, в силу таблицы 2 ГОСТ 10503-71 конкретные показатели вышеуказанных параметров могут стать известны потребителю после проведения испытаний определенной партии краски после ее производства, кроме того, нормы таких параметров, как например "Степень перетира", "Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3 и ТМЛ (Маятник Б)" и "Массовая доля летучего вещества" установлены в зависимости от марки и цвета краски. Таким образом, при указании участником закупки в первой части заявки марки и цвета краски, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ товара "Краски масленые МА-15" на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 10503-71, Заказчику станут известны, в том числе значения вышеуказанных показателей и установление Заказчиком в технической части аукционных документаций требований в том числе к вышеуказанным показателям носит необъективный характер.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Согласно представленным возражениям, Заказчиком установлены требования к товарам согласно государственных стандартов, однако в составе возражений отсутствуют как доказательства, документы и сведения подтверждающие возможность определения конкретных значений по установленным параметрам вышеуказанных товаров на этапе подачи заявок на участие в электронных аукционах без проведения испытаний определенной партии товара после его производства так и обоснование необходимости установления необъективных требований к товарам.
Кроме того, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Техсис" на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
А.С. Спирякова
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 августа 2017 г. N 2-57-8910/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2017