Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 26 июля 2017 г. N 149/кс
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
|
Члены комиссии: |
|
при участии сторон:
1. Уполномоченного органа -Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Мингосзакуп Хакасии):
-
, по доверенности от 18.07.20017 г. N 7,
2.Органа, уполномоченного на формирование заявки - Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок" (далее - Центр закупок):
-, по доверенности от 10.01.2017 г. N 2,
3.В отсутствии государственного заказчика -Министерства здравоохранения Республики Хакасия, уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии,
3. В отсутствии заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Профарм" (далее ООО "Профарм"), уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии,
при ведении аудиозаписи заседания комиссии,
рассмотрев жалобу N 149/КС ООО "Профарм" на действия комиссии уполномоченного органа - Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (Капецитабин) в 2017 году (закупка N 0380200000117002067), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанных уполномоченного органа, заказчика, Центра закупок, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) входящим N 5080 от 24.07.2017 г.поступила жалоба ООО "Профарм" на действия комиссии уполномоченного органа - Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (Капецитабин) в 2017 году (закупка N 0380200000117002067).
В своей жалобе заявитель указывает, что комиссия уполномоченного органа при рассмотрении заявок участников закупки нарушила положения Постановления 1289 Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно не применила при рассмотрении вторых частей заявок.
Податель жалобы утверждает, что комиссия должна была рассмотреть все десять поданных заявок, а не пять.
На основании чего просит приостановить процедуру закупки, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства.
В адрес Хакасского УФАС России24.07.2017вх. N 5130уполномоченным органомпредставлены запрашиваемые антимонопольным органом документы, без письменных пояснений.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, пояснив следующее.
Согласно части 3 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов вторые части заявок участниковзакупки с номерами 4, 6, 7, 8, 9 были признаны соответствующими требованиям аукционнойдокументации.
В заявкахуказанных участников содержалась вся надлежащая информация идокументы, необходимая в соответствие с документацией о закупке. В силу указанной нормыФедерального закона (а не Постановления Правительства, которое обладает низшейюридической силой по сравнению с федеральным законом) аукционная комиссия рассмотрелапервые пять надлежащих заявок участников, с учетом которых, Постановление Правительстване применилось, так как заявки участников содержали предложения товара иностранного производителя (Индия).
С учетом изложенного, представитель уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Центра закупок поддержал доводы представителя уполномоченного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 149/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015 N 579 "Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Хакасия" утвержден Порядок взаимодействия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок", заказчиками (далее - Порядок).
Согласно пунктов 2.1.1 и 2.1.3 Порядка, заказчик:
2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.
2.1.3. Подает заявку на размещение закупки по форме, утвержденной Министерством, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения "Автоматизированная информационная система "Государственный Заказ Республики Хакасия", заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.
Согласно пунктов 2.2.2, 2.2.6 и 2.2.7 Порядка, Мингосзакуп Хакасии:
2.2.2. На основании заявок, утвержденных Учреждением, формирует, утверждает и размещает в единой информационной системе конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).
Утверждает документацию, за исключением утвержденных сведений, содержащихся в документах, представленных Учреждением в заявке на размещение закупки.
2.2.6. Устанавливает требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке исходя из сведений, утвержденных Учреждением в заявке на размещение закупки.
2.2.7. Осуществляет иные полномочия, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок), за исключением полномочий, реализуемых Учреждением, заказчиками.
Согласно пунктов 2.3.2, 2.3.3 и 2.3.6 Порядка, Учреждение - Центр закупок:
2.3.2. Проверяет описание объекта закупки, включенное в заявку, определение начальной максимальной цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), проверяет заявки на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе на соответствие информации, включенной в план-график закупок.
2.3.3. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения сведений из заявки в неизменном виде в документацию о закупке как часть документации, утвержденную непосредственно Учреждением.
2.3.6. В порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, представляет в Министерство разъяснения положений документации.
16.06.2017 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставку противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (Капецитабин) в 2017 году (закупка N 0380200000117002067).
Начальная (максимальная) цена контракта 3 060 944,50 рублей.
Заказчиком электронного аукциона является Министерство здравоохранения Республики Хакасия.
Заявка N 47031 на размещение закупки утверждена и.о руководителя Центра закупок.
Документация об аукционе N 0380200000117002067 утверждена и.о. МинистраМинистерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 05.07.2017 на участие в электронном аукционе подано 10 (десять) заявок. Все участники, подавшие указанные заявки допущены к участию в аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 12.07.2017 в аукционе в электронной форме принял участие десять участников.
Комиссией уполномоченного органа были рассмотрены пять первых заявок с учетом ранжирования.
Победителем признан участник N 4ООО "ТД ВИАЛ".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона о контрактной системе в сфере закупок Правительством Российской Федерации 30.11.2015 принято постановление N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее Постановление N 1289).
Пунктом 1 указанного постановленияустановлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств -членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2-х и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство -член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно: содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства -члены Евразийского экономического союза; не
содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В силу пункта 4 Постановления N 1289, в случае если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств -членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые Министерством экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, законодатель установил, что заказчик обязан отклонять заявки, содержащие товары, происходящие из иностранных государств (заисключением стран ЕАЭС) или не содержащих в составе вторых частей заявок сертификатов по форме СТ-1, при соблюдении совокупности условий: подано не менее двух заявок, которые соответствуют требованиям документации, и которые содержат лекарственные препараты, страной происхождения которых являются страны ЕАЭС; заявки не содержат лекарственных препаратов одного и того же производителя.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно приложению N1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения включен лекарственный препарат Капецитабин, являющийся объектом закупки, в связи с чем аукционная комиссия уполномоченного органа обязана была руководствоваться положениями пункта 3 статьи 69 Закона о контрактной систем в сфере закупок с учетом положений пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 12.07.2017 в аукционе в электронной форме принял участие десять участников.
Аукционной комиссией рассмотрены лишь первые пять заявок участников с порядковыми номерами 4,6,7,8,9, в которых был предложен лекарственный препарат Капецитабининостранного происхождения (Индия), тогда как последними тремя участниками (с учетом ранжирования) поданы заявки с лекарственным препаратом, страной происхождения которых является Россия, в частности заявки с порядковыми номерами 1 (лекарственный препарат Капецитабин - производитель АО "Фармасинтез"), 2(лекарственный препарат Капецитабин - производитель ООО "Натива"), 3 (лекарственный препарат Капецитабин - производитель АО "Фармасинтез") с двумя различными производителями.
Как было указано выше, комиссией уполномоченного органа рассмотрены только первые пять вторых частей заявок участников аукциона. Остальные пять заявок (вторые части) не рассматривались, однако три заявки содержали предложения о поставке товаров российского происхождения, в том числе двух разных производителей.
Следовательно, имелась совокупность установленных пунктом 1 Постановления N 1289 условий, при которых заявки участников закупки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов иностранного производства, подлежали отклонению.
Таким образом, комиссией уполномоченного органа в нарушение частей 3, 4 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок и пунктов 1,4 Постановления N 1289 не были рассмотрены вторые части заявок всех участников аукциона. При таких обстоятельствах результаты определения поставщика были бы иные.
Следовательно, доводы подателя жалобы подтвердились при ее рассмотрении, что дает основание признать жалобу ООО "Профарм" обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 149/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки нарушения не установлены.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
Согласно пункта 3.35 Административного регламента, в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями частей 3, 4 Закона о контрактной системе в сфере закупок части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30,3.33, 3.35 Административного регламента, пунктов 1,4 Постановления N 1289 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 149/КС "Профар" на действия комиссии уполномоченного органа - Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (Капецитабин) в 2017 году (закупка N 0380200000117002067) обоснованной.
2. Признать комиссию уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия нарушившейчасти 3, 4 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок и пункты 1,4 Постановления N 1289.
3. Уполномоченному органу и Комиссии уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасияпредписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, с вязи с тем, что выданы по жалобе N 149/КС.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 26 июля 2017 г. N 149/кс
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017