Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 июля 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 26.07.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 31.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя уполномоченного органа.
рассмотрев жалобу ООО "ОПТЭК" от 19.07.2017 N1160-ж на действия Заказчика - БУ "Нижневартовский онкологический диспансер", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009117003523) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавшими аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В ходе изучения документации были обнаружены нарушения положений 44-фз, а именно: нарушение п1., 1 ч., 44-фз., требуем внести изменения в аукционную документацию.
В техническом задании, в качестве объекта закупки указаны, в том числе позиции:
1 |
Биопсионные кассеты |
1.1 |
Биопсионные кассеты |
Внутренняя часть кассетных систем, разработанных специально для облегчения и ускорения гистологического процесса. При микротомии внутренняя часть кассетных систем легко режется вместе с материалом, залитым в парафин, а также не впитывает красители и не интерферирует при микроскопии. Внутренняя часть кассеты совместима с универсальной наружной рамкой, подходящей по размерам к держателям микротомов и загрузчиками принтеров. Предназначены для самых мелких биопсий и фрагментов тканей. Содержат мелкую тканную сетку, позволяющую удерживать маленькие кусочки снизу кассеты для облегчения микротомии. |
2 |
Держатели для кассет (фреймы) |
2.1 |
Фреймы-рамки |
для работы с биопсийными кассетными системами |
7 |
Сосуды пластиковые в штативе для окраски предметных стекол |
7.1 |
Сосуды пластиковые в штативе для окраски предметных стекол |
Набор сосудов, предназначенный для окраски предметных стекол. |
Согласно данным официального сайта Росздравнадзора, регистрационное удостоверение на данные товары есть только у ООО "ЭргоПродакшн" .
ООО "ЭргоПродакшн" является производственным подразделением ООО "БиоВитрум", как и ООО "Танартис", то есть данные компании являются едиными целым, что не может считаться отсутствием ограничения конкуренции. При этом, компания "БиоВитрум" является активным участником торгов и препятствует распространению своей продукции среди прочих участников рынка. Наша организация запросила коммерческое предложение на ряд позиций, но в ответ от нас потребовали избыточных для продажи требований, так же требующих от нас раскрытия коммерческой тайны.
Частями 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Кроме того, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Согласно статье 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7), под признаками ограничения конкуренции подразумевается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17).
Кроме того, остальные позиции лота, производится широким кругом производителей
http://www.biovitrum.ru/
http://labpoint.ru/
http://www.bioline.ru/
http://www.optecgroup.com/
Включение в состав одного лота товаров производимых широким кругом компаний и в то же время выставление требования о наличии Регистрационного удостоверения, имеющегося у единственного производителя, является обстоятельством, существенно ограничивающим конкуренцию и создающим преимущества для определенных участников торгов. Так же просим заметить, что данная позиция составляет незначительную часть максимальной цены контракта, однако создает преференции для определенных участников торгов.
В указанных действиях заказчика и аукционной комиссии имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Имеющаяся практика подтверждает, что это нарушение законодательства (жалобы в ФАС по извещениям N 0373100023416000018, 0373200214115000084, 0375100003615000359 признаны обоснованными).
На основании приказа ФАС России от 11 февраля 2014 года N 75/14, который устанавливает, что при осуществлении функций по контролю в сфере закупок, необходимо руководствоваться ранее изданными правовыми актами ФАС России, устанавливающими порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функций, в одном из разъяснений по применению части 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при рассмотрении заявлений и жалоб хозяйствующих субъектов и органов власти при закупках расходного материала для гемодиализа", указано, что "участие нескольких хозяйствующих субъектов в торгах, представляющих продукцию одного производителя, не свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции."
При этом, сложившееся практика закупок товаров с уникальными характеристиками показывается, что закупка данных товаров самостоятельной конкурсной процедурой позволяет обеспечить все потребности заказчика без неправомерного ограничения конкуренции. Примером может служить аукцион "Поставка реактивов для имеющегося гистологического процессора серии Xpress (Sakura)" Извещение о проведении электронного аукциона от 12.11.2015 N0190200000315010438.
Требуем исключить позиции 1,2,7 из перечня объектов закупки данной закупки и провести по ним отдельную закупку (лот). Это исключит незаконное ограничение конкуренции, будет способствовать целям закупки и экономии государственных средств, находящимся в Вашем распоряжении.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009117003523) размещены на официальном сайте единой информационной системы 07.07.2017.
В соответствии с требованиями пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом закупки является поставка расходных материалов для патологоанатомического отделения.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика, не запрещает формировать техническое задание с указанием сведений о товарах (материалах), подлежащих поставке в рамках одной закупки и не свидетельствует об объединении в один лот товаров и услуг, ведущих к ограничению количества участников.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что доводы и документы, подтверждающие ограничение количества участников и, как следствие, невозможность участия Заявителя в электронном аукционе (извещение N0387200009117003523), Заявителем не представлены.
Кроме того, на участие в указанном аукционе было подано две заявки, обе заявки допущены к участию электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Доводы Заявителя, в части наличия в действиях участников Заказчика и Уполномоченного органа признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" не подлежат рассмотрению в рамках Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия у Комиссии Управления полномочий.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ОПТЭК" от 19.07.2017 N1160-ж на действия Заказчика - БУ "Нижневартовский онкологический диспансер", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009117003523) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 июля 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017