Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 июля 2017 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 28.07.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.08.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления,
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Лысогор Д.Л. на основании распоряжения N1727-к от 26.11.2012;
от Уполномоченного органа - Власов П.Н. по доверенности NОД-24 от 17.02.2017;
рассмотрев жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" от 21.07.2017 N1169-ж на действия Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - Администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004517000287) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, в части формирования аукционной документации с нарушением законодательства о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено излишнее требование к составу заявки участника Аукциона в части предоставления лицензии ГО и ЧС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004517000287) размещены на официальном сайте единой информационной системы 16.06.2017.
В пункте 7 части 2 аукционной документации Заказчиком установлено следующее требование: "Наличие у участника действующей лицензии ГО и ЧС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" со следующим (и) видам (и) деятельности:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
- Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16 части 2 аукционной документации в составе второй части заявки должны содержаться документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 7.1.1. и 7.2. документации, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным 7.1.2-7.1.7 документации:
-документы или копии документов указанных в пунктах 7 и 8 Информационной карты (часть 2 аукционной документации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Необходимость предоставления допуска СРО к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства основано на положения ст. 52 Градостроительного кодекса РФ согласно приказу Минрегионразвития РФ N624 от 30.12.2009 г.
Кроме того, в редакции ГрК РФ, действующей с 01.07.2017, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Закон о контрактной системе, а также проект государственного контракта не содержит прямого запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения государственного контракта (п. 1.2, 4.3.5, 4.3.12, 4.3.17, 4.3.28, 15.3 проекта контракта).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с положениями части 1 статьи 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
С учетом изложенного, в случае привлечения подрядчиком к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков), у него должно быть свидетельство о допуске к работам по генподряду, либо такое юридическое лицо должно являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, согласно документации об аукционе допускается привлечение к исполнению контракта субподрядчиков. Однако, чтобы соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, участнику не обязательно одновременно обладать свидетельством СРО по организации строительства, являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также иметь лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений.
Поскольку ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о контрактной системе не устанавливает запрета на привлечение субподрядчиков при исполнении государственных контрактов, участнику размещения заказа с учетом предмета открытого аукциона необходимо было представить только свидетельство о допуске к работам по организации строительства (предусмотрено частями 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации) либо выписку из реестра членов СРО, членом которой является участник. В то же время, истребование иной разрешительной документации - лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является неправомерным и направлено на ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу части 2.1. статьи 52 ГрК Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом, в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004517000287), в связи, с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в документации, является наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией либо выписки из реестра членов СРО, членом которой является участник.
При этом работы по комплексу мероприятий, связанных с выполнением работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав подрядных работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка).
Учитывая вышеизложенное, подавая заявку на участие в аукционе потенциальный участник выражает тем самым свое согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями документации об аукционе, а также прикладывая в состав вторых частей заявок только свидетельство СРО по организации строительства либо выписку из реестра членов СРО, членом которой является участник, позволяет данному участнику, в случае признания его победителем аукциона при исполнении контракта привлечь субподрядчика, имеющего лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений, что не противоречит нормам гражданского законодательства, Федеральному закону N 44-ФЗ и условиям аукционной документации, в том числе проекту контракта.
Кроме того, Комиссии Управления отмечает, что ранее при проведении электронного аукциона, предметом которого являлось выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) требование о наличии в составе второй части заявки действующей лицензии ГО и ЧС отсутствовало.
Электронный аукцион (извещение N0187300004516000383) признан несостоявшимся, Заказчиком было принято решение об отказе проведения данного аукциона 2016 года.
Учитывая то обстоятельство, что закупка, предметом которой является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004517000287), проводится повторно, при этом в аукционной документации требования к участникам закупки дополнены (наличии в составе второй части заявки действующей лицензии ГО и ЧС), по мнению Комиссии Управления, Заказчик и Уполномоченный орган умышлено установили дополнительные требования с целью ограничения количества участников закупки.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к опыту работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, Заказчик устанавливает следующее требование: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
При этом, согласно сноске "*" в приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В пункте 10 части 2 аукционной документации установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки: Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, Заказчиком и Уполномоченным органом в аукционной документации не указана группа соответствующих работ, в соответствии с которой участнику закупки необходимо предоставить документы, установленные в пункте 10 части 2 аукционной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно пункту 47 Спецификации материалов (Приложение N1 к техническому заданию) (далее - Спецификация) Заказчику требуется Песок природный для строительных: работ. Содержание зерен крупностью: свыше 10 мм (значение неизменяемое) не более 5 % по массе. Содержание зерен крупностью: менее 0,16 мм (значение неизменяемое) не более 20 % по массе. Содержание зерен крупностью: свыше 5 мм (значение неизменяемое) не более 20 % по массе. Полный остаток на сите N 063 в диапазоне свыше 30 до 45 % по массе (значение неизменяемое) или в диапазоне свыше 10 до 30 % по массе (значение неизменяемое). Модуль крупности в диапазоне свыше 1,5 до 2,0 (значение неизменяемое) или в диапазоне свыше 2,0 до 2,5 (значение неизменяемое). Группа песка: средний или мелкий. Класс песка I или II. ГОСТ 8736-2014.
В соответствии с таблицей 3 ГОСТ 8736-2014 процент по массе для средней группы песка с содержанием зерен свыше 5 мм не должен превышать 15%, для мелкой группы песка с содержанием зерен свыше 5 мм процент по массе не должен превышать 10%.
Между тем, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе пунктом 47 Спецификации установлено, что для средней или мелкой группы песка с содержанием зерен свыше 5 мм процент по массе не должен превышать 20%.
Аналогичные нарушения установлены в отношении пунктов 10 (стр.18), 13 (стр.19), 25 (стр.21) Спецификации.
3. В соответствии с пунктами 65, 66, 67 (стр.14) Спецификации Заказчику требуется Кабель силовой огнестойкий, ГОСТ Р 53769-2010.
В соответствии с информацией Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТ Р 53769-2010 отменен.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 13 (стр.6) Спецификации Заказчику требуется Огнетушитель ОП-10. Масса заряда не менее 10 кг, рабочее давление в корпусе огнетушителя не менее 1,4 МПа (кг/см), время выхода огнетушащего вещества не менее 15 сек.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" утверждены обозначения единиц величин, допускаемых в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Приложения N3 к Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, единице измерения давления Паскаль ("Па")соответствует выражение килограмм-сила на квадратный сантиметр, кгс/см.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установления в описании объекта закупки единиц измерения, не соответствующих законодательству Российской Федерации.
5. Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пунктах 24 (стр.7), 25 (стр.7), 26 (стр.7), 31 (стр.22), 32 (стр.22), 33 (стр.22), 36 (стр.22), 37 (стр.22), 21 (23), 22 (стр.23) Спецификации не указаны единицы измерения требуемого диаметра условного прохода "мм" или "см".
В пункте 1 (стр.17) Спецификации не указана единица измерения сечения кабеля "мм2" или "см2"8.
Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части не указания в описании объекта закупки функциональных, технических и эксплуатационных характеристик объекта закупки.
6. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пунктах 1 (стр.17), 1 (стр.25) Спецификации в описании объекта закупки применены обозначения "+", "_" вместе с тем, инструкция по заполнению заявки не содержит указания как необходимо заполнить первую часть заявки с указанными обозначениями.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части утверждения в составе аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" от 21.07.2017 N1169-ж на действия Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - Администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004517000287) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство" нарушения части 4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство" нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство" нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство" нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - Администрация города Мегиона нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство" нарушения части 6 статьи 31, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
8. Выдать Заказчику - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство", Уполномоченному органу - Администрация города Мегиона, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
9. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
10. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Заявитель: ООО "НОВОСТРОЙ" 111399, г. Москва, Проспект Федеративный д.5, корп.1, помещение 1, комната 5 Заказчик: Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство" 628684, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Мегион, ул. Советская, 19, каб. 309. Уполномоченный орган: Администрация города Мегиона 628680, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Мегион, ул. Нефтяников, 8 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 28.07.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.08.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления,
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления,
на основании своего решения от 28.07.2017 о рассмотрении жалобы ООО "НОВОСТРОЙ" от 21.07.2017 N1169-ж на действия Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - Администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004517000287), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство", Уполномоченному органу - Администрация города Мегиона, аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004517000287).
2. С учетом принятого решения от 28.07.2017 г. по рассмотрению жалобы ООО "НОВОСТРОЙ" от 21.07.2017 N1169-ж:
- внести изменения в извещение и документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004517000287) и привести извещение и документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 25.08.2017 исполнить п.1, п.2 и п.3 данного предписания.
4. В срок до 28.08.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 июля 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017