Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31 июля 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 31.07.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 03.08.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - Лиськов А.И., действующий от имени Заявителя без доверенности;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ИТ для Всех" от 24.07.2017 N1177-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - БУ "НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ОКРУЖНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка запасных частей для компьютерной техники (извещение N0387200004617000031) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, применившей положения Приказа от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" без проверки достоверности сведений, указанных в заявках участников.
В доводах жалобы Заявитель указал, что в соответствии с п. 8 приказа Минэкономразвития РФ N155 от 25.03.2014:
"8. При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
в) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа;"
Исходя из текста протокола следует, один из участников предложил товар, произведенный на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Однако, проведя анализ на рынке поставляемого товара и исходя из многолетнего опыта работы уверены, что товара, подходящего под требования, установленные в аукционной документации Заказчиком, произведённого на территории государств - членов Евразийского экономического союза не имеется.
Также предполагаем, что участником, предложившим товар, произведенный на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в первой части заявки были предоставлены недостоверные сведения относительно товарных знаков товаров и страны происхождения товаров.
Просим провести проверку на предмет соответствия первых частей заявок всех участников, обязать Заказчика отменить протокол подведения итогов и разместить такой протокол заново без учёта 15 % преференции согласно приказу Минэкономразвития РФ N155 от 25.03.2014 г.
В результате рассмотрения доводов жалобы Комиссия Управления установила следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
30.09.2016 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N968).
Постановлением N968 утвержден Перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 2 Постановления N968 указано, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Пунктом 7 Постановления N968 установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.
При соблюдении пункта 2 и подтверждения своего предложения в соответствии с пунктом 7 Постановления N968 (предоставления документа) заявка признается содержащей предложение о поставке радиоэлектронной продукции российского происхождения.
В ином случае, условия Постановления N968 в части отклонения не применяются.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка запасных частей для компьютерной техники (извещение N0387200004617000031) размещены на официальном сайте единой информационной системы 04.07.2017.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Управления было установлено, что пунктом 41 раздела 1 аукционной документации установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N968 и Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155.
Вместе с тем, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе требования о предоставлении документов, указанных в пункте 7 Постановления N968, в аукционной документации не установлено.
Проанализировав заявки участников закупки, Комиссией Управления было установлено, что одним участником предложен товар российского производства, тремя участниками предложен товар иностранного производства, произведенный на территориях государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза.
Заявки всех участников были признаны соответствующими, все участники приняли участие в торгах. Заявка Заявителя (N4) признана победителем.
Вместе с тем, ни в одной из заявок не содержится документ, предусмотренный пунктом 7 Постановления N968.
Согласно пункту 4 Постановления N968, в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Министерством экономического развития Российской Федерации (Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155).
Заявки участников требованиям пунктов 2, 7 Постановления N968 не соответствовали, таким образом, условия Постановления N968 в данном случае не применяются.
Вместе с тем, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155, если победил участник, который предложил объект закупки, который произведен в иностранном государстве, то с таким победителем контракт заключается с понижением цены, предложенной победителем, на 15%.
По доводам Заявителя о том, что участником, предложившим товар, произведенный на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в первой части заявки были предоставлены недостоверные сведения относительно товарных знаков товаров и страны происхождения товаров, Комиссия Управления отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 13 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 Подтверждением страны происхождения <*> товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является декларация участника закупки.
<*> Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
В случае если заказчиком установлены требования в соответствии с абзацем вторым пункта 9 настоящего приказа, при этом участником закупки не представлена соответствующая информация, к такому участнику не применяются положения настоящего приказа.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара
Пунктом 25 раздела 1 аукционной документации установлены требования к составу первой части заявки, из которых следует, что в заявке участник должен указать страну происхождения товара.
Страну происхождения товара указали (продекларировали) все участники закупки.
По мнению Комиссии Управления, страна происхождения товара может быть проверена только при поставке и приемке Заказчиком товара, поскольку в установленные Законом о контрактной системе для аукционной комиссии сроки рассмотрения вторых частей заявок невозможно провести анализ рынка и проверить достоверность задекларированных в заявках сведений.
Изучив доводы сторон, представленные материалы, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, положения Приказа от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применены аукционной комиссией правомерно, нарушения Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссией не установлено.
В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку данные нарушения не повлияли на результаты торгов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ИТ для Всех" от 24.07.2017 N1177-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - БУ "НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ОКРУЖНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка запасных частей для компьютерной техники (извещение N0387200004617000031) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ОКРУЖНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР" нарушение части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31 июля 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017