Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 31 июля 2017 г. N 44-83/17
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю. - заместитель председателя Комиссии,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Васильева В.В.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Варава В.Ю.,
при участии представителей от Заказчика - Карпова Д.С. (доверенность б/н от 14.07.2017 года) и председателя уполномоченного органа Щербакова С.В.,
в отсутствии представителя Заявителя, уведомлен надлежащим образом, на заседание не явился,
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" на положение документации об аукционе на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Заполье - Гдов на участках км 0+000 - км 8+500, км 10+540 - км 11+365, км 11+365 - км 19+430, км 20+320 - км 24+010 в Плюсском районе Псковской области (извещение N 0157200000317000508) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
10 июля 2017 года уполномоченным органом объявлен электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Заполье - Гдов на участках км 0+000 - км 8+500, км 10+540 - км 11+365, км 11+365 - км 19+430, км 20+320 - км 24+010 в Плюсском районе Псковской области (извещение N 0157200000317000508).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 10.07.2017 года в 18:14.
Начальная (максимальная) цена контракта - 113 791 944,00 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 26.07.2017 09:00.
24.07.2017 г. (вх. N465з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 31 июля 2017 года в 14.30.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N465з от 24.07.2017 года).
Положение документации содержат нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 и ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, NГЗ-21-0123 от 28.07.2017 года и N1916 от 28.07.2017 года, в материалах дела).
Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе и потребности Заказчика.
В результате осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Изучив документацию об аукционе Комиссия установила, что в техническом задании установлены следующие требования к товарам используемым при выполнении работ:
Битум нефтяной дорожный БНД 60/90 с характеристиками:
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, должна быть:
- при 25 єС не менее 61 не более 90;
- при 0 єС не менее 20.
Температура размягчения по кольцу и шару должна быть не ниже 47 єС.
Растяжимость должна быть:
- при 25 єС не менее 55,0 см;
- при 0 єС не менее 3,5 см.
Смесь асфальтобетонная дорожная горячая щебеночная мелкозернистая для плотного асфальтобетона тип Б марка I
Пористость минеральной части должна быть не менее 14 не более 19 (% по объему).
Остаточная пористость должна быть не менее 2,5 не более 5,0 (% по объему).
Водонасыщение должно быть не менее 1,5 не более 4,0 (% по объему).
Предел прочности при сжатии должен быть:
- при температуре 20є С не менее 2,5 МПа;
- при температуре 50є С не менее 1,2 МПа.
Предел прочности при сжатии при температуре 0є С должен быть не более 11,0 МПа.
Часть 2.2. раздела 2 Инструкции для участников закупки установлены требования к содержанию заявки на участие в аукционе в электронной форме, а именно:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого при выполнении работ товара (материала), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) и наименование страны происхождения товара.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе участникам закупки необходимо дать конкретные показатели материалов, используемых при оказании услуг.
Таким образом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в аукционе, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, являются нарушением.
Инструкция не содержит указания на раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об аукционе в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссия Псковского УФАС России изучив проект контракта не содержит положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчиком содержится нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что установленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.
Комиссия также усматривает признаки злоупотребления Обществом своими правами.
Так, частями 3 - 6 статьи 65 Закона о контрактной системе участникам закупки предоставлено право подать запрос на разъяснения положений документации об электронном аукционе, на который заказчик обязан дать ответ при условии соблюдения участником закупки сроков и порядка направления такого запроса.
Более того, Заказчику предоставлено право в связи с поступившим запросом на разъяснение положений документации об электронном аукционе вносить изменения в такую документацию.
Перед подачей жалобы в контрольный орган в сфере закупок Общество данным правом не воспользовалось.
Кроме того, жалоба направлена Обществом посредством электронной почты и фактически поступила в Псковское УФАС России 24 июля 2017 года - за два дня до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, хотя начало срока подачи заявок приходится на 10 июня 2017 года.
Указанное обстоятельство лишило Заказчика, Уполномоченный орган возможности самостоятельно устранить нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе, поскольку внесение таких изменений допускается не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В тексте жалобы Общество просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений и привлечении виновных лиц к административной ответственности.
При этом, установленные нарушения не ограничивали Общество в возможности подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о наличии у Общества исключительно намерения воспрепятствовать нормальной деятельности Заказчика и Уполномоченного органа путем подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок и о злоупотреблении Обществом своими правами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 и ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем что, допущенные нарушения не привели к неустранимым последствиям, а именно отказ в допуске к участию в аукционе участников закупки, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии: В.В. Васильев
В.Ю. Варава
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 31 июля 2017 г. N 44-83/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2017