Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 июля 2017 г. N 05-02/230Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 июля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок управления Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Комбинат социального питания" (далее также - заявитель, общество) - представитель по доверенности Малахова Т.В.,
от заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Клинической больницы N 8 (далее также - заказчик) - представитель по доверенности Литвиненко С.В.,
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган) - представитель по доверенности Волкова Л.Ю.,
рассмотрев жалобу ООО "Комбинат социального питания" на действия заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Клинической больницы N 8 - и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания (извещение N 0171200001917000911) (далее также - конкурс с ограниченным участием, конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Комбинат социального питания" на действия заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Клинической больницы N 8 - и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания (извещение N 0171200001917000911) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация о данной закупке сформирована заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ввиду следующего.
Во-первых, описание объекта закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом необъективным образом, так как документация содержит информацию, противоречащую требованиям законодательства, регулирующего специфику услуг по организации питания учреждениям здравоохранения, поскольку исполнение контракта связано с соблюдением натуральных норм и основных номенклатур диет, в то время как для установленного заказчиком и уполномоченным органом "улучшенного меню" нормы Минздрава России не просчитаны и не утверждены, а приведенное в конкурсной документации "улучшенное меню" не соответствует установленным законодательством требованиям, так как уровень суточной калорийности в нем завышен, что, как полагает, заявитель, вводит в заблуждение потенциальных участников данной закупки.
Во-вторых, количество потенциальных участников закупки также ограничивается тем, что, наряду с горячим питанием, в рамках исполнения контракта, заключаемого по итогам проведения конкурса с ограниченным участием, предусмотрено дополнительное обеспечение заказчика сухим пайком, что, по мнению заявителя, в данном случае не позволяет потенциальным участникам закупки определить точный объем услуг, подлежащих к оказанию.
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом государственного заказа Ярославской области - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 06.07.2017 размещено извещение N 0171200001917000911 о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Заказчиком выступило государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Клиническая больница N 8.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 143 300,00 руб.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (часть 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в конкурсной документации должен установить требования к оказываемым услугам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В данном случае конкурс проводился в интересах заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Клинической больницы N 8.
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации объектом данной закупки является оказание услуг по организации и доставке горячего питания. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации.
Объем услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, также указан в разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации в рамках осуществления данной закупки заказчику требуется, чтобы исполнителем были оказаны услуги по организации и доставке горячего лечебного питания.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.
Из части 2 статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ следует, что лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Так, нормы лечебного питания утверждены Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" (далее также - Приказ Минздрава России от 21.06.2013 N 395н, Нормы лечебного питания); инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях (в том числе номенклатура диет (система стандартных диет) утверждена Приказом Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (далее также - Приказ Минздрава России от 05.08.2003 N 330, Номенклатура стандартных диет).
Питание больных, находящихся на стационарном лечении, должно удовлетворять не только физиологические потребности организма, но и восполнять недостающие нутриенты (белки, жиры, углеводы и т.д.), поэтому в комплексной терапии больного лечебному питанию должно уделяться особое внимание.
Таким образом, законодателем установлены нормы и требования для лечебного питания, предоставляемого, в том числе всем пациентам, находящимся на лечении / обследовании в стационарах медицинских учреждений.
Согласно инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов являются основой при составлении стандартных диет в лечебно-профилактическом учреждении, однако, среднесуточный набор продуктов может отличаться от установленного набора продуктов в зависимости, например, от времени года. При отсутствии полного набора продуктов, предусмотренного сводным семидневным меню, возможна замена одного продукта другим при сохранении химического состава и энергетической ценности используемых лечебных рационов.
В соответствии с требованиями действующего законодательства заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации определено, что меню лечебного питания составляется с учетом номенклатуры диет, утвержденной Приказом Минздрава России от 05.08.2003 N 330 и письмом Минздрава России от 11.07.2005 N 3237-ВС "О применении Приказа Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации", а также в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N 395н.
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации заказчику необходимо, чтобы исполнителем было организовано лечебное питание для пациентов по шести вариантам Номенклатуры стандартных диет:
ОВД - основной вариант стандартной диеты,
ЩД = (НК) - вариант диеты с механическим и химическим щажением,
ЩД протертая - вариант диеты с механическим и химическим щажением протертая,
ВБД(Д) - вариант диеты для больных сахарным диабетом,
НБД - вариант диеты с пониженным количеством белка (низкобелковая диета),
НКД - вариант диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная диета),
в количестве 82 299 койко-дней (в том числе улучшенное питание - 2 774 койко-дней).
Услуги оказываются по примерному семидневному сезонному меню.
Так, в качестве примера в приложении к разделу 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации заказчиком и уполномоченным органом указана форма сводного семидневного меню лечебных рационов ("Сводное семидневное меню N 1" и "Сводное семидневное меню N 2 (улучшенное питание)") для пациентов заказчика, в которой установлен перечень блюд меню, выход блюд по массе, а также имеется указание на конкретные виды стандартных диет, для которых сформировано такое меню.
Как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии, "улучшенное питание" подразумевает под собой то же лечебное питание, предусмотренное действующим законодательством, однако, более качественное и дорогое по цене за койко-день для пациентов заказчика, которые находятся в стационаре на лечении / обследовании по полисам дополнительного медицинского страхования, то есть фактически самостоятельно оплачивают такое лечение / обследование. Вместе с тем, перечень блюд, составляющих ежедневное меню, может изменяться по сравнению с установленным заказчиком в приложении к разделу 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации по соглашению сторон в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего специфику услуг по организации питания учреждениям здравоохранения (в том числе учитывается энергетическая ценность одного дня, соответствующая Номенклатуре стандартных диет).
Так, из положений конкурсной документации (в том числе проекта государственного контракта) следует, что семидневное сезонное меню разрабатывается исполнителем и утверждается заказчиком; меню составляется для пациентов, находящихся на лечении и обследовании в стационаре, и ежедневно корректируется с учетом числа пациентов и наименования диет, заказчик может внести изменения в состав меню, предварительно согласовав такие изменения с исполнителем (порядок согласования меню и внесения в него изменений указан в разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации и в разделе 2 "Условия и сроки оказания услуг" проекта государственного контракта).
Кроме того, в разделе 3 "Права и обязанности заказчика" проекта государственного контракта установлены, в том числе следующие обязанности исполнителя:
- разрабатывать и строго соблюдать недельное меню, утвержденное заказчиком (пункт 3.1.11);
- соблюдать калорийность блюд и норму выхода (пункт 3.1.12);
- своевременно предоставлять исполнительную документацию. Один раз в месяц представлять отчет о выполнении натуральных норм (с указанием характеристик применяемых продуктов питания) на питание пациентов с учетом выполнения норм калорий, белков, жиров, углеводов; сведения о калорийности и энергетической ценности блюд; акт оказанных услуг (пункт 3.1.14).
Из анализа названных положений конкурсной документации следует, что в рамках исполнения контракта, заключаемого по результатам проведения рассматриваемой закупки, необходимым для заказчика является именно организация исполнителем лечебного питания в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями, в том числе относительно соблюдения натуральных норм (с учетом выполнения норм калорий, белков, жиров, углеводов), путем разработки меню на основании предложенной заказчиком и уполномоченным органом формы сводного семидневного меню лечебных рационов ("Сводное семидневное меню N 1" и "Сводное семидневное меню N 2 (улучшенное питание)") для указанных в конкурсной документации видов стандартных диет с учетом количества пациентов заказчика и сезона, а также приготовление (согласно утвержденному сторонами меню) и доставка готовых блюд пациентам заказчика.
Следовательно, утверждение заявителя о том, что приведенное в конкурсной документации меню ("Сводное семидневное меню N 1" и "Сводное семидневное меню N 2 (улучшенное питание)") является окончательным, неизменным является необоснованным, и, соответственно, довод заявителя относительно того, что описание объекта данной закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом необъективным образом, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения Комиссией настоящей жалобы.
Пунктом 3.1.15 раздела 3 "Права и обязанности заказчика" проекта государственного контракта предусмотрено, что исполнитель обязан в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":
- предусмотреть обеспечение бесперебойной организации и доставки горячего питания, для больных учреждения, по предварительным заявкам (меню-раскладка, сводная и раздаточная ведомость) заказчика, в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах территорий расположения пунктов приготовления пищи или продовольственных складов исполнителя;
- во время проведения эвакуационных мероприятий в учреждениях заказчика, или передислокации больницы в загородную зону (в пределах Ярославской области), исполнителю, в случае временной невозможности доставки горячего питания, необходимо предусмотреть запас сухого пайка на 3 (трое) суток из расчета не менее чем на 115 чел., для дежурных смен медицинского персонала и больных учреждения, по предварительным заявкам (меню-раскладка, сводная и раздаточная ведомость) заказчика.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, названное требование включено в конкурсную документацию с целью соблюдения требований, установленных действующим законодательством в части регулирования действий в период чрезвычайных ситуаций. В данном случае предоставление сухого пайка является временной заменой горячего питания, являющегося объектом закупки, при исключительных обстоятельствах (возникновение чрезвычайной ситуации, эвакуация).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае подтверждается тем, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком и уполномоченным органом были использованы сведения о наличии возможности оказания данных услуг, как минимум, у шести потенциальных исполнителей, что подтверждается следующий информацией:
1) коммерческие предложения:
- вх. N 109 от 15.06.2017, исх. N 126 от 15.06.2017 от ООО "Корпоративное питание";
- вх. N 110 от 15.06.2017, исх. N 18 от 14.06.2017 от ООО "ПРОМПИТ";
- вх. N 111 от 15.06.2017, исх. б/н б/д от ООО "Корпоративный кейтеринг";
- вх. N 112 от 15.06.2017, исх. N 172 от 10.06.2017 от ООО "СЛТ";
- вх. N 113 от 15.06.2017, исх. N 15 от 15.06.2017 от ООО "Социальное питание";
2) ценовая информация, полученная из реестра контрактов, заключенных заказчиками, размещенных в единой информационной системе, относительно исполненных контрактов на оказание аналогичных услуг:
- государственный контракт от 09.12.2016 N 336-16/КОУ на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая психиатрическая больница", заключенный с ООО "Корпоративный кейтеринг" (реестровый номер контракта N 2760601410016000282);
- государственный контракт от 04.09.2015 N 2015.61 на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница имени Н.А. Семашко", заключенный с ООО "Корпоративное питание" (реестровый номер контракта N 2760420562015000172);
- государственный контракт от 07.06.2017 N 0378200003717000028-0227837-01 на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов ОГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер", заключенный с ООО "Семейная компания "Ольвад" (реестровый номер контракта N 2790000176117000027).
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в конкурсную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений Комиссия не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа при формировании объекта закупки (конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания (извещение N 0171200001917000911) нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Комбинат социального питания" на действия заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Клинической больницы N 8 - и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания (извещение N 0171200001917000911) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 июля 2017 г. N 05-02/230Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2017