Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 июля 2017 г. N 134-ВП/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" (далее - заявитель, Общество), возвращенной в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 04.07.2016 N 510-ж/2016, провела внеплановую проверку действий Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Обход города Челябинска (западный), участок км 19+900 - км 24+100, км 25+000 - км 32+800, км 34+800 - км 40+900, км 45+000 - км 50+000, км 54+000 - км 56+00, км 59+000 - км 61+300 (извещение N 0169200003616000064) в отсутствие представителей Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - заказчик), ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (вх. N 9668 от 26.07.2017),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 01.07.2016 поступила жалоба ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Обход города Челябинска (западный), участок км 19+900 - км 24+100, км 25+000 - км 32+800, км 34+800 - км- 40+900, км 45+000 - км 50+000, км 54+000 - км 56+00, км 59+000 - км 61+300, объявленного заказчиком путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 15.06.2016 извещения об осуществлении закупки.
Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 04.07.2016 N 510-ж/2016 в связи с нарушением ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 177 729 190,10 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 01.07.2016 08:30.
На момент рассмотрения обращения ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" контракт заключен.
Доводы обращения ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" заключаются в следующем.
1. Заказчиком осуществляется закупка работ по ремонту автомобильной дороги. По мнению заявителя, указанные в аукционной документации работы относятся к работам по капитальному ремонту. В связи с этим, заказчик должен установить требование о наличии и предоставлении участниками в составе заявки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Однако в аукционной документации отсутствует требование о наличии и предоставлении участниками в составе заявки указанного документа, что не соответствует законодательству о контрактной системе, градостроительному законодательству.
2. Как считает заявитель, заказчиком необоснованно завышена начальная (максимальная) цена контракта, а также размер обеспечения исполнения контракта.
3. Заказчиком необоснованно в один лот включены шесть участков автомобильной дороги Обход города Челябинск (западный). По мнению заявителя, указанное обстоятельство приводит к ограничению числа участников закупки.
Представители заказчика c доводами обращения не согласились, представили письменные пояснения, согласно которым работы, указанные в аукционной документации относятся к работам по ремонту автомобильной дороги. В связи с этим, для выполнения указанных работ не требуется наличие у участника выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Заказчик вправе устанавливать размер обеспечения исполнения контракта в размере 30%. Указанные в аукционной документации работы по ремонту осуществляются на участках одной автомобильной дороги, расположенной на территории одного муниципального района - Сосновский район Челябинской области.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к информационной карте аукционной документации (далее - приложение N 1). Так, в отношении объекта, на котором участнику необходимо осуществлять работы, указана следующая информация:
1. Категория автомобильной дороги - II;
2. Место выполнения работ: Челябинская область, Сосновский муниципальный район, автомобильная дорога Обход г. Челябинск (Западный обход), участки км 19+900- км 24+100; км 25+000-км 32+800; км 34+800-км 40+900; км 45+000-км 50+000; км 54+000-км 56+000; км 59+000-км 61+300.
3. Тип дорожной одежды - капитальный;
4. Вид покрытия - асфальтобетон;
5. Ширина земляного полотна, м - 15,0;
6. Ширина проезжей части, м - 7,5;
7. Общее протяженность участков - 27,4 км;
8. Объемы работ определены ведомостью объемов и стоимости подрядных работ на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Обход г. Челябинск (Западный обход), участки км 19+900-км 24+100; км 25+000-км 32+800; км 34+800-км 40+900; км 45+000-км 50+000; км 54+000-км 56+000; км 59+000-км 61+300.
По мнению заявителя, заказчиком необоснованно в один лот включены шесть участков автомобильной дороги Обход города Челябинск (западный). Указанные участки дороги технологически и функционально не связаны между собой. Данное обстоятельство свидетельствует об ограничении конкуренции.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, свидетельствующие о безосновательном объединении в один лот участков одной дороги, расположенной на территории одного муниципального района, а также об отсутствии технологической и функциональной связи между указанными участками дороги.
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции. В связи с чем, указанный довод обращения не доказан.
2. Относительно довода заявителя о принадлежности работ, указанных в документации о закупке, к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Исходя из содержания пункта 10 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности капитальный ремонт автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно пункту 11 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Предметом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Обход города Челябинска (западный), участок км 19+900 - км 24+100, км 25+000 - км 32+800, км 34+800 - км 40+900, км 45+000 - км 50+000, км 54+000 - км 56+00, км 59+000 - км 61+300.
В соответствии с Приложением N 1 к государственному контракту заказчиком установлен перечень работ по объекту:
- срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 2000 мм, толщина слоя 5 см;
- укрепление обочин (частично материалом от срезки покрытия);
- устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси марка II, тип Б с применением укладчиков асфальтобетона;
- устройство покрытия толщиной 5 см из асфальтобетонных смесей тип А, марка I.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 4, подпунктом "в" пункта 1 части 5 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ N 402) работы по укреплению обочин включены как в перечень работ по капитальному ремонту автомобильных дорог так и в перечень работ по ремонту автомобильных дорог. Согласно подпункту "б" пункта 2 части 5 Приказа N 402 работы по устройству выравнивающего слоя и покрытия входят в перечень работ по ремонту автомобильных дорог.
В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела Комиссией Челябинского УФАС России объявлен перерыв (до 28.07.2017 до 09.30), в рамках которого в ССК УрСиб, ОГАУ "Госэкспертизы Челябинской области", ФКУ Упрдор "Южный урал" направлены соответствующие запросы от 08.09.2016 N 11250/09, от 17.01.2017 N 313/09, от 16.01.2017 N 253/09. Как следует из ответов ССК УрСиб (вх. N 12677 от 14.09.2016), ОГАУ "Госэкспертизы Челябинской области" (вх. N 592 от 20.01.2017), ФКУ Упрдор "Южный урал" (вх. N 576 от 19.01.2017), в комплексе работы, предусмотренные в Приложении N 1 к государственному контракту, являются работами по ремонту автомобильных дорог, поскольку предусматривают только замену верхнего изношенного слоя покрытия (без усиления дорожной одежды) и не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (в комплексе относятся к подпунктам "б" и "в" пункта 2 части 5 Приказа N 402.
С учетом изложенного, довод заявителя о том, что работы, указанные в аукционной документации, относятся к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги, не находит своего подтверждения.
3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, предусмотренным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как указано заявителем в обращении, в аукционной документации отсутствует требование о наличии и предоставлении участниками в составе заявки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что не соответствует законодательству о контрактной системе, градостроительному законодательству.
Исходя из содержания части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ выдача саморегулируемой организацией данного свидетельства осуществляется при выполнении индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги. В данном случае, выполнение указанных работ не предусматривает наличия у участников закупки указанного документа. В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика по не установлению в аукционной документации требования о наличии и предоставлении участниками в составе заявки свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
4. Как полагает заявитель, заказчиком необоснованно завышена начальная (максимальная) цена контракта, а также размер обеспечения исполнения контракта.
Исходя из содержания части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, содержащийся в обращении довод ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" относительно необоснованного завышения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта не может быть рассмотрен по существу Комиссией Челябинского УФАС России.
Относительно довода заявителя о необоснованном завышении заказчиком размера обеспечения исполнения контракта Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного Закона.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 данного Закона.
Согласно материалам дела, начальная (максимальная) цена контракта составляет 177 729 190,10 рублей.
Заказчиком в пункте 30 Информационной карты аукционной документации, пункте 9.1 проекта контракта указано, что размер обеспечения исполнения государственного контракта составляет 30% начальной (максимальной) цены государственного контракта, что составляет 53 318 757,03 рубля (Пятьдесят три миллиона триста восемнадцать тысяч семьсот пятьдесят семь рублей 00 копеек). При этом, как следует из материалов дела, контрактом не предусмотрена выплата аванса.
Фактически предусмотренный заказчиком в аукционной документации, проекте контракта размер обеспечения исполнения контракта соответствует части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе. Иными сведениями Комиссия Челябинского УФАС России не располагала.
С учетом изложенного, довод заявителя о необоснованном завышении заказчиком размера обеспечения исполнения контракта не находит своего подтверждения.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Доводы обращения ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 июля 2017 г. N 134-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017