Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 июля 2017 г. N 168-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России жалобы Общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "ЯКК" (далее - ООО ТПК "ЯКК", заявитель) (вх. N 9567 от 25.07.2017) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых проездов на территории Чебаркульского городского округа по адресам: ул. Мира 32, 34, 34а, 36, 36а, ул. Крылова 12, 14, 14а (извещение N 0369300008417000249) (далее - Аукцион, Закупка), в присутствии:
- представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности N 36 от 28.07.2017;
- представителя Администрация Чебаркульского городского округа (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N 36 от 20.10.2017;
- представителя ООО ТПК "ЯКК", действующего на основании доверенности N 6 от 04.04.2017.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 25.07.2017 поступила жалоба ООО ТПК "ЯКК" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых проездов на территории Чебаркульского городского округа по адресам: ул. Мира 32, 34, 34а, 36, 36а, ул. Крылова 12, 14, 14а (извещение N 0369300008417000249). Жалоба возвращена заявителю на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Согласно представленным уполномоченным органом документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 07.07.2017 в 14:20.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по ремонту дворовых проездов на территории Чебаркульского городского округа по адресам: ул. Мира 32, 34, 34а, 36, 36а, ул. Крылова 12, 14, 14а - 10 298 027,00 рублей.
На дату заседания Комиссии контракт по итогам аукциона не заключен.
По мнению заявителя, заказчиком нарушены требования статьи 65 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком на запрос о разъяснении положений документации об аукционе дан ответ, которым изменены требования к участникам закупки и к составу второй части заявки, то есть изменена суть документации о закупке. При этом, срок подачи заявок на участие в закупке не продлен, изменения в извещение, документацию об аукционе заказчиком не вносились.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводом заявителя согласились.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Требования к участникам закупки установлены заказчиком в пункте 7 информационной карты документации об аукционе. Необходимо отметить, что требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в размещенной на официальном сайте единой информационной системе документации об электронном аукционе отсутствуют.
Вместе с тем, в ответе на запрос N 818107 заказчик указывает, что необходимо установить требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление), которым утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
При этом, решение о внесении изменений в документацию об аукционе заказчиком не принято, срок подачи заявок на участие в аукционе не продлевался.
Таким образом, в нарушение частей 4, 5, 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчиком дан ответ на запрос о разъяснении положений документации об аукционе, которым изменена суть документации, а именно, дополнены требования к участникам закупки и к составу второй части заявки. При этом, изменения в документацию об аукционе не вносились, срока подачи заявок на участие в аукционе не продлевался. Довод заявителя обоснован.
При проведении внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе ответ на запрос о разъяснении положений документации об аукционе, размещенный 21.07.2017, не содержит указание на предмет запроса.
Таким образом, заказчиком нарушен порядок разъяснения положений документации об аукционе, действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В нарушение пунктов 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона не содержит порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.
3. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта. Вместе с тем указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, установленный в соответствии с законодательством о контрактной системе, с учетом объекта закупки не представляется возможным.
4. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: - отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; - участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 7 информационной карты установлено следующее требование к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации. Юридические лица, которые недавно привлекались к административной ответственности за незаконное вознаграждение, не имеют доступа к закупкам. Руководитель участника госзакупки не должен иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления: - незаконное участие в предпринимательской деятельности; - получение взятки; - дача взятки; - посредничество во взяточничестве.
Таким образом, требование к участникам закупки об отсутствии судимости, административного наказания установлено заказчиком с нарушением пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, без учета внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ изменений в Закон о контрактной системе.
5. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 18 информационной карты предусмотрены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме. Так, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, среди которых указано отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Необходимо отметить, что пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу, а пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не относится к объекту рассматриваемой закупки, поэтому установление требования о декларировании участником закупки соответствия указанным требованиям неправомерно и нарушает часть 6 статьи 66, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе отсутствует требование о наличии в составе второй части заявки декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать довод обращения ООО ТПК "ЯКК" обоснованным.
2. Признать в действиях заказчика нарушения частей 4, 5, 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 7, 7.1 части 1, части 5 статьи 31, пунктов 7, 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 июля 2017 г. N 168-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017