Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 июля 2017 г. N 493-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "САВ-Фарм" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку "Противоопухолевого средства-антиметаболита" для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2017 года (изв. N0869200000217000854) в присутствии представителей ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - организатор торгов), действующих на основании доверенностей от 01.07.2017, от 12.07.2017,
в отсутствие представителей ООО "САВ-Фарм" (далее - заявитель, Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 24.07.2017 поступила жалоба ООО "САВ-Фарм" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку "Противоопухолевого средства-антиметаболита" для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2017 года (изв. N0869200000217000854) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" объявило о проведении аукциона в форме совместных торгов на поставку "Противоопухолевого средства-антиметаболита" для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2017 года путем опубликования 29.06.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения N0869200000217000854 об осуществлении закупки.
Заказчиками выступили Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной онкологический диспансер N 3", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N8.
Общая начальная (максимальная) цена контрактов определена в размере 648 832,40 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 11.07.2017 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракты не заключены.
В жалобе заявитель выражает сомнения относительно правомерности принятого аукционной комиссией решения о признании заявки ЗАО "ФАРМГИД" соответствующей требованиям аукционной документации.
Представители организатора торгов с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и на заседании Комиссии пояснили следующее.
Аукционной комиссией принято решение о соответствии заявок ЗАО "ФАРМГИД", ООО "САВ-Фарм", ООО "АВК-Альянс", ООО "Аптека "Вербена-Фарма" требованиям аукционной документации.
ЗАО "ФАРМГИД" предложило к поставке лекарственные препараты иностранного происхождения. Вместе с тем, у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения указанной заявки, поскольку в аукционной документации не установлено предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 ограничение допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Гемцитабин".
Данный препарат включен в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1289) применяется в отношении лекарственных препаратов, включенных в указанный перечень.
В соответствии с пунктом 1 Постановления заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано семь заявок.
Участником с номером заявки 1 к поставке предложены лекарственные препараты с торговым наименованием "Гемцитовер" (Россия). В заявке с номером 2 содержится предложение о поставке лекарственных препаратов с торговым наименованием "Гемцитовер" производства ООО "ВЕРОФАРМ" (Россия). Участником с номером заявки 3 предложены препараты с торговыми наименованиями "Онгецин", "Гемцитабин" производства компаний "Новалек Фармасьютикал Пвт. Лтд." (Индия), "Ви-Эм-Джи Фармасьютикалз Пвт." (Индия). Заявка участника с номером 4 содержит предложение о поставке лекарственных препаратов с торговыми наименованиями "Гемцитар", "Гемцитовер" производства ЗАО "БИОКАД" (Россия), ООО "ВЕРОФАРМ" (Россия). Участником с номером заявки 5 к поставке предложены лекарственные препараты с торговым наименованием "Гемцитар" производства ЗАО "БИОКАД" (Россия). В заявке с номером 6 указана информация о лекарственных препаратах с торговым наименованием "Гемцитовер" производства ООО "ВЕРОФАРМ" (Россия). Заявка с номером 7 содержит предложение о поставке лекарственных препаратов с торговым наименованием "Онгецин" производства компании "Новалек Фармасьютикал Пвт. Лтд." (Индия).
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 17.07.2017 участники допущены к участию в электронном аукционе.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям аукционной документации заявок с номерами 3, 4, 5, 6. Заявка с номером 1 отклонена аукционной комиссией, в связи с непредоставлением в составе второй части заявки копии регистрационного удостоверения на лекарственные препараты. Участники с номерами 2, 7 не участвовали в настоящих торгах.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 21.07.2017 победителем признано ЗАО "ФАРМГИД" с предложением о цене контракта 107 056,81 рублей.
По мнению заявителя, с учетом требований Постановления Правительства РФ N 1289 заявка ЗАО "ФАРМГИД" подлежит отклонению.
Рассмотрев представленные сторонами документы, сведения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru, на территории Российской Федерации зарегистрировано восемнадцать торговых наименований лекарственного препарата с МНН "Гемцитабин".
В заявке с номером 3 ЗАО "ФАРМГИД" указаны следующие наименования производителей и стран происхождения предлагаемых к поставке товаров: "Новалек Фармасьютикал Пвт. Лтд." (Индия), "Ви-Эм-Джи Фармасьютикалз Пвт." (Индия). В составе второй части заявки Обществом на предлагаемые препараты "Онгецин", "Гемцитабин" представлены регистрационные удостоверения N ЛСР-005294/10 от 08.06.2010, N ЛСР-008341/10 от 18.08.2010.
В соответствии с регистрационным удостоверением N ЛСР-005294/10 от 08.06.2010 препарат "Онгецин" производится компанией "Новалек Фармасьютикал Пвт. Лтд." (Индия).
Согласно регистрационному удостоверению N ЛСР-008341/10 от 18.08.2010 производство готовой лекарственной формы препарата "Гемцитабин", первичная упаковка, вторичная/потребительская упаковка, выпускающий контроль качества препарата осуществляются в компании "Ви-Эм-Джи Фармасьютикалз Пвт. Лтд." (Индия). Вторичная/потребительская упаковка, выпускающий контроль качества указанного препарата осуществляются также в ЗАО "Ф-Синтез" (Россия).
Заявки с номерами 4, 5, 6, поданные ООО "САВ-Фарм", ООО "АВК-Альянс", ООО "Аптека "Вербена-Фарма", содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения. В составе второй части заявки участниками на лекарственные препараты "Гемцитар" и "Гемцитовер" представлены регистрационные удостоверения N ЛСР-000299/10 от 25.01.2010, N ЛСР-010506/08 от 24.12.2008.
В соответствии с регистрационным удостоверением N ЛСР-000299/10 от 25.01.2010 препарат "Гемцитар" производится ЗАО "Биокад" (Россия).
Согласно регистрационному удостоверению N ЛСР-010506/08 от 24.12.2008 препарат "Гемцитовер" производится ООО "Верофарм" (Россия).
Кроме того, в целях подтверждения страны происхождения предлагаемых к поставке товаров ООО "САВ-Фарм", ООО "АВК-Альянс", ООО "Аптека "Вербена-Фарма" в составе заявок представлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 1289 сертификаты о происхождении товара.
Таким образом, на участие в определении поставщика подано три заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара. В данном случае, Постановление Правительства РФ N 1289 подлежит применению.
Вместе с тем, исходя из содержания частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия на основании информации, содержащейся в аукционной документации, проверяет заявки участников, принимает решение о соответствии или несоответствии поданных участниками заявок требованиям документации об электронном аукционе.
При рассмотрении вторых частей заявок аукционная комиссия руководствовалась положениями аукционной документации, в которой отсутствовало предусмотренное Постановлением Правительства РФ N 1289 ограничение допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях аукционной комиссии в части признания заявки ЗАО "ФАРМГИД" соответствующей требованиям аукционной документации. В данном случае, действия аукционной комиссии обусловлены действиями заказчика по неустановлению в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1289 ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе организатором торгов в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе не установлено предусмотренное Постановлением Правительства РФ N 1289 ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Довод организатора торгов относительно того, что Постановление Правительства РФ N 1289 не применяется при осуществлении закупок лекарственных препаратов с одним МНН, но с несколькими дозировками, не может быть принят во внимание Комиссией Челябинского УФАС России. Из Постановления Правительства РФ N 1289 не следует, что действие указанного документа не распространяется на случаи закупок лекарственных препаратов с одним МНН, но с несколькими дозировками. Указанное Постановление не подлежит применению только в случае закупок лекарственных препаратов с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями. Данная позиция отражена также в Письме ФАС России от 19.02.2016 N ИА/10439/16 "По вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе организатором торгов в аукционной документации не установлено требование о предоставлении участниками в составе заявки документов, подтверждающих соответствие предлагаемых ими товаров ограничениям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ N 1289.
3. В силу части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Данные условия проведения совместных конкурсов или аукционов продублированы в пункте 2 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088.
Таким образом, из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть един. При этом, исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, объектом закупки является не только общее наименование закупаемой группы товаров, но и их свойства, характеристики и иная информация о необходимом к поставке товаре.
В соответствии с Приложением N 1 к информационной карте документации об аукционе объектом закупки являются следующие товары:
1 позиция: "Гемцитабин, лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 1000 мг N1, 120 уп".
2 позиция: "Гемцитабин, лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 200 мг N1, 50 уп".
Исходя из Соглашения о проведении совместного аукциона N 363/II/2017 от 01.06.2017 (далее - Соглашение), заказчиками закупки выступили два учреждения здравоохранения Челябинской области, которые приобретают лекарственные препараты на сумму 648 832, 40 рублей.
При этом, исходя из содержания пункта 1.5 Соглашения, в ГБУЗ "ООД N 3" требуются следующие товары:
1 позиция: "Гемцитабин, лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 1000 мг N1, 50 уп".
2 позиция: "Гемцитабин, лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 200 мг N1, 50 уп".
В МБУЗ ГКБ N 8 требуются товары:
1 позиция: "Гемцитабин, лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 1000 мг N1, 70 уп".
Вместе с тем, отсутствие потребности в приобретении одних и тех же товаров у иных заказчиков означает невозможность закупки данных товаров путем проведения совместного электронного аукциона.
Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе заказчики заключили соглашение о проведении совместного электронного аукциона по различным позициям товаров на различные объекты закупки. Указанное обстоятельство привело к неустановлению заказчиком в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 1289 ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, и, как следствие, к признанию победителем аукциона участника, предложившего к поставке товар иностранного происхождения.
Более того, выводы об указанном нарушении по совместным торгам неоднократно отражены антимонопольным органом, в том числе в решениях N 148-ж/2016 от 16.03.2016, N 802-ж/2016 от 07.11.2016, N 803-ж/2016 от 07.11.2016.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "САВ-Фарм" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку "Противоопухолевого средства-антиметаболита" для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2017 года (изв. N0869200000217000854) необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях организатора торгов, заказчиков нарушения части 1 статьи 25, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать организатору торгов, заказчикам, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 июля 2017 г. N 493-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017