Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 июля 2017 г. N ЭА-1722/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Галимуллина <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП КК "Северо-восточная водная УК "Курганинский групповой водопровод" при проведении электронного аукциона: "Фитинги и запорная арматура" (извещение N 0518200001517000057) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует необоснованный, по его мнению, отказ в допуске к участию в электронном аукционе. Считает, что поданная заявка полностью соответствует требованиям документации об электронном аукционе и Закону о контрактной системе. Кроме того, Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки установлены нестандартные и избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Отклонение заявки ИП Галимуллина <_> правомерно. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГУП КК "Северо-восточная водная УК "Курганинский групповой водопровод" проводился электронный аукцион: "Фитинги и запорная арматура", (извещение N 0518200001517000057).
Начальная (максимальная) цена контракта - 931 490,95 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.07.2017 заявка ИП Галимуллину <_> признана несоответствующей по следующему основанию: Не соответствует характеристикам раздел 2.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.07.2017, размещенный на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайте Единой информационной системы не содержит обоснование отказа в допуске к участию в электронном аукционе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В соответствии с пояснениями Заказчика в заявке ИП Галимуллина <_> в строках 1-5, 10-14 не указана страна происхождения товара. В строках N7, 10-14 отсутствуют сведения о предложении поставщика: нет конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным аукционной документацией.
Однако, данная информация в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.07.2017 не содержится.
Таким образом, сделать вывод о правомерности отклонения заявки ИП Галимуллина Ю.И. не представляется возможным.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Сведения о товарах (материалах), применяемых при выполнении работ" установлены следующие требования:
6 |
Задвижка Ду 200 |
Рабочая среда - вода питьевая; степень герметичности - "А" по ГОСТ Р 54808-2011 и требованиям EN 12266; номинальный диаметр - DN 200 мм; номинальное давление - РN (Мпа) 1.6/1.0; материал корпуса - EN-GJS-500-7(EN-JS1050); DIN EN156; материал клина - EN-GJS-500-7 DIN EN1563. Полностью вулканизирован эластомером EPDM, годным для питьевой воды; покрытие корпуса - внутри и снаружи антикоррозионное, порошково-эпоксидное по DIN 30677, сертифицированное для питьевой воды, толщина не менее 250мкм; материал шпинделя - нержавеющая сталь DIN1.4021(X20Cr13); тип шпинделя - не выдвижной; сопряжение крышки и корпуса - болтовое, с фигурной прокладкой из эластомера EPDM, болты защищены от внешнего воздействия термоклеем, техническим парафином; материал метизов - сталь нержавеющая А2 (AISI 304); уплотнение шпинделя - комплект уплотнителей шпинделя в количестве 6 штук колец из эластомера EPDM. Без сальниковое, с возможностью замены под рабочим давлением, без демонтажа задвижки с трубопровода; тип привода - ручной, маховик; момент кручения и число оборотов открыто/закрыто - в соответствие с ЕN 1074-1 и 2; тип присоединения - фланцевое, присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей фланцев и отверстий по ГОСТ 12815, Ру1.0/ру1,6 Мпа; строительная длина - по EN558-1 ряд 14(DIN 3202, F4); маркировка - в соответствие с ГОСТ Р 52760-2007,выполнена заводским способом при литье корпусных деталей и в виде фирменной таблички, закрепленной на корпусе. Содержит следующую информацию: 1)наименование изделия и (или) типовое обозначение, используемое изготовителем, 2)наименование изготовителя, либо его товарный знак, 3)материал корпусных деталей, 4)номинальное давление в Мпа, 5)номинальный диаметр в мм; техническая документация - наличие паспорта, технического описания и инструкции по эксплуатации на русском языке. Сведения о маркировке, содержащиеся на корпусных деталях арматуры и табличке товаропроизводителя, повторяются и разъясняются в описании и/или инструкции по эксплуатации; гарантийный срок эксплуатации - не менее 10 (десяти) лет. |
10 |
Кран шаровый 1'' |
Максимальное давление: не менее 16 атм Рабочая температура: 0..+150 град С (диапазонное значение) Присоединение: муфтовое (внутр-нар) Материал корпуса: латунь Уплотнение : фторопласт Диаметр условного прохода Ду25(1'') Краны шаровые 11Б27п1 |
11 |
Кран шаровый 2'' |
Максимальное давление: не менее 16 атм Рабочая температура: 0..+150 град С (диапазонное значение) Присоединение: муфтовое (внутр-нар) Материал корпуса: латунь Уплотнение : фторопласт Диаметр условного прохода Ду50 (2'') Краны шаровые 11Б27п1 |
Заказчиком по п.6 установлены требования к характеристикам товаров (материалов), которые отсутствуют в ГОСТ. Кроме того, Заказчиком установлены требования о соответствии иностранным стандартам (например, EN 12266),
Также, в требованиях к материалу корпуса, материалу клина Заказчиком указаны обозначения, которые отсутствуют в ГОСТ (EN-GJS-500-7(EN-JS1050); DIN EN156; EN-GJS-500-7 DIN EN1563).
Аналогичные требования к характеристикам товаров (материалов), значения которых отсутствуют в ГОСТ, содержатся также по ряду других позиций (например, п.7, п.8, п.10, п.11 раздела "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ").
Таким образом, заказчиком, в нарушение ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, установлены требования к процессу производства работ, материалам, используемым при изготовлении товаров, применяемых при выполнении работ.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Галимуллина <_> обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - ГУП КК "Северо-восточная водная УК "Курганинский групповой водопровод" нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГУП КК "Северо-восточная водная УК "Курганинский групповой водопровод" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 июля 2017 г. N ЭА-1722/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017