Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Тандем" (далее - Заявитель) на действия Заказчика- МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту: "Ремонт путепровода по ул. Садовой в г. Краснодаре (извещение N 0318300577617000079) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к показателям, определяемым по результатам испытаний.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают документацию соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. Требования к материалам установлены исходя из потребностей Заказчика и с учетом природы оказываемых услуг.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион "Выполнение работ по объекту: "Ремонт путепровода по ул. Садовой в г. Краснодаре" (извещение N 0318300577617000079).
Начальная (максимальная) цена контракта - 362 981 215 ,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По п. 33 сведений о материалах, используемых при выполнении работ, Заказчиком установлены следующие требования:
33 |
Битум |
|
Битум по ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 и ГОСТ 31015-2002 |
|
Глубина проникания иглы при 25°С ,0,1 мм, в пределах диапазона |
61 - 90 |
|||
Глубина проникания иглы при 0°С, 0,1 мм, не менее |
20 |
|||
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
47 |
|||
Растяжимость при 25°С, см, не менее |
55 |
|||
Растяжимость при 0°С, см, не менее |
3,5 |
|||
Температура хрупкости, °С, не выше |
(-15) |
|||
Изменение температуры размягчения после прогрева , °С, не более |
5 |
|||
Индекс пенетрации, в пределах диапазона |
( -1,0) - (1,0) |
Согласно таблице 1 ГОСТ 22245-90:
Наименование показателя |
Норма для битума марки |
Метод испытания |
||||||||
БНД 200/300 |
Б11Д 130/200 |
БНД 90/130 |
БНД 60/90 |
БНД 40/60 |
БН 200/300 |
БН 130/200 |
БН 90/130 |
БН 60/90 |
||
ОКП 02 5612 0115 |
ОКП 02 5612 0114 |
ОКП 02 5612 0113 |
ОКП 02 5612 0112 |
ОКП 02 5612 0111 |
ОКП 02 5612 0205 |
ОКП 02 5612 0204 |
ОКП 02 5612 0203 |
ОКП 02 5612 0202 |
||
1. Глубина проникания иглы, 0,1 мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 11501 |
при 25 °С |
201-300 |
131-200 |
91-130 |
61-90 |
40-60 |
201-300 |
131-200 |
91-130 |
60-90 |
|
при 0 °С, не менее |
45 |
35 |
28 |
20 |
13 |
24 |
18 |
15 |
10 |
|
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
35 |
40 |
43 |
47 |
51 |
33 |
38 |
41 |
45 |
По ГОСТ 11506 |
3. Растяжимость, см, не менее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 11505 |
при 25 °С |
- |
70 |
65 |
55 |
45 |
- |
80 |
80 |
70 |
|
при 0 °С |
20 |
6,0 |
4,0 |
3,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4. Температура хрупкости, °С, не выше |
-20 |
-18 |
-17 |
-15 |
-12 |
-14 |
-12 |
-10 |
-6 |
По ГОСТ 11507 с дополнением по п. 3.2 |
5. Температура вспышки, °С, не ниже |
220 |
220 |
230 |
230 |
230 |
220 |
230 |
240 |
240 |
По ГОСТ 4333 |
6. Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
По ГОСТ 18180 По ГОСТ 11506 с дополнением по п. 3.3 |
7. Индекс пенетрации |
|
От -1,0 до +1,0 |
От -1,5 до + 1,0 |
По приложению 2 |
Согласно п. 2.1-2.4 ГОСТ 22245-90 вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве.Объем выборки - по ГОСТ 2517. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии.Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. Растяжимость при 0 °С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки - не реже одного раза в месяц.
Исходя из положений ГОСТ физико-химические показатели определяются изготовителем для конкретной партии товара, также таблица 1 содержит конкретные ГОСТы, определяющие порядок проведения испытаний физико-химических показателей товара для каждой партии.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Согласно п. 1.2.1, 4.1 ГОСТ 22245-90 1.2.1. в зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготавливают следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90. Маркировка, транспортирование и хранение битумов - по ГОСТ 1510.
П. 1.1 ГОСТ 1510 предусмотрено на потребительскую тару наклеивают бумажную этикетку либо делают надпись, содержащую:
наименование нефтепродукта, его марку;
обозначение стандарта;
товарный знак предприятия-изготовителя (при упаковывании нефтепродуктов на нефтебазе указывают ее наименование)_
Таким образом, битум классифицируется по маркам, которые определяются изготовителем продукции при проведении испытаний и отражаются в сопроводительных документах на товара, а также при маркировке товара. Потребитель продукции определяет необходимую марку битума с учетом дорожно-климатической зоны места выполнения работ, классификация марок в зависимости от области применения (дорожно-климатической зоны) приведена в таблице N 2 ГОСТ 22245-90. Требования Заказчика не содержат информации о марке битума, необходимого для выполнения работ, при этом установлены только показатели, определяемые предприятием-изготовителем по результатам испытаний для конкретной партии продукции. Согласно таблице 1 ГОСТ 22245-90 требованиям Заказчика соответствует только битум марки БНД 60/90, необходимость конкретизации физико-химических показателей товара, которые в соответствии с ГОСТ заложены изготовителем для конкретной марки товара, Заказчиком не подтверждена.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретные характеристики товаров, такие как химический состав и подобные, определяемые по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком по п. 34-45 сведений о материалах, используемых при выполнении работ.
По п. 23-25 сведений о материалах Заказчиком установлено:
23 |
Бортовой камень БР 300.45.18 |
|
Бортовой камень БР 100.30.18 по ГОСТ 6665-91 |
|
Отклонение от линейного размера по длине камней, мм |
_6 или |
|||
Отклонение от линейного размера по высоте камней, мм |
_5 |
|||
Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по длине, мм, не более |
6 или 12 |
|||
Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней, мм, не более |
4 |
|||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В30 |
|||
Марка бетона по морозостойкости, |
не менее F200 |
|||
24 |
Бортовой камень БР 100.30.18 |
|
Бортовой камень БР 100.30.18 по ГОСТ 6665-91 |
|
Отклонение от линейного размера по длине камней, мм |
_6 или |
|||
Отклонение от линейного размера по высоте камней, мм |
_5 |
|||
Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по длине, мм, не более |
6 или 12 |
|||
Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней, мм, не более |
4 |
|||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В30 |
|||
Марка бетона по морозостойкости, |
не менее F200 |
|||
25 |
Бортовой камень БР 100.20.8 |
|
Бортовой камень БР 100.20.8 по ГОСТ 6665-91 |
|
Отклонение от линейных размеров по длине камней, мм |
_6 или |
|||
Отклонение от линейных размеров по высоте камней, мм |
_5 |
|||
Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по длине, мм, не более |
6 или 12 |
|||
Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней, мм, не более |
4 |
|||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В22,5 |
|||
Марка бетона по морозостойкости |
не менее F200 |
В соответствии с п. 3.10 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" размеры, отклонения от прямолинейности и перепендикулярности камней, ширину раскрытия технологических трещин, размеры раковин, наплывов и околов бетона следует проверять методами, установленными ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1.
Пунктом 2 ГОСТ 26433.1 "Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления" для измерения линейных размеров и их отклонений применяют линейки по ГОСТ 427 и ГОСТ 17435, рулетки по ГОСТ 7502, нутромеры по ГОСТ 10, скобы по ГОСТ 11098, штангенциркули по ГОСТ 166, штангенглубиномеры* по ГОСТ 164**, индикаторы часового типа по ГОСТ 577, щупы по ТУ 2-034-225 и микроскопы типа МПБ-2 по ТУ 3.824***.
Длину криволинейных камней измеряют по верхнему краю выпуклой стороны, а отклонение профиля лицевой поверхности от номинальной кривизны проверяют шаблоном.
Таким образом, требования Заказчика противоречат п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной .
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений по делу ЭА-1750/2017, повторно предписание не выдавать.
4. Материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу повторно не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2017