Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 июля 2017 г. N ВП-43/2017
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 21.07.2017 N 242 инспекцией Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция):
в присутствии представителя прокуратуры Краснодарского края , представителя департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края, представителей министерства ГО и ЧС Краснодарского края, в соответствии с ч. 4, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении министерства ГО и ЧС Краснодарского края (далее - Заказчик) при проведении департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса: "Оказание услуг по созданию и внедрению опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Краснодарского края" (извещение N 0318200063917001571),
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение прокуратуры Краснодарского края (далее - Заявитель) от 07.07.2017 N 7/1-28-2017 о проведении в отношении Заказчика внеплановой проверки. Так, согласно обращению, конкурсная документация фактически не содержит описания объема (количества) и конкретного перечня услуг (работ), не определены характеристики товаров, которые будут использоваться при исполнении контракта. Заказчиком нарушены требования ст. 22 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неверном выборе метода формирования начальной (максимальной) цены контракта и как следствие, ее ненадлежащем определении. Заказчиком в один предмет закупки объединены технологически и функционально не связанные работы: проектно-изыскательские (включая обследование и проектирование) и строительно-монтажные (пусконаладочные), включая поставку оборудования, предоставление неисключительных прав использования программного обеспечения (лицензии), ввод в эксплуатацию и сдачу-приемку системы в целом. Проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема (в точном цифровом значении) привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Представителями Заказчика, Уполномоченного органа представлено извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что документация открытого конкурса соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Инспекция на основании ч. 3, п. 2) ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе по поступившей информации о нарушении законодательства в сфере закупок провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам.
11.07.2017 года Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края для нужд Заказчика - министерства ГО и ЧС Краснодарского края в единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса: "Оказание услуг по созданию и внедрению опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Краснодарского края" (извещение N 0318200063917001571).
Начальная (максимальная) цен контракта - 908 000 000,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В рамках данной закупки предполагается создание и внедрение опытного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Краснодарского края. Согласно Приложению N 1 "Техническое задание" к описанию объекта закупки предполагается оказание услуг в два этапа. Первый этап - выполнение проектно-изыскательских работ (обследование и проектирование); второй этап - строительно-монтажные и пусконаладочные работы, включая поставку оборудования, предоставление неисключительных прав использования программного обеспечения (лицензии), ввод в эксплуатацию и сдачу-приемку системы в целом.
Согласно п. 4.1.1.3.2 "Требования к межсистемному взаимодействию" Технического задания конкурсной документации в рамках наращивания системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, при наличии технической и организационной возможности, должно быть реализовано транслирование видеопотока в КСА Региональная платформа АПК "Безопасный город" с выбранных на этапе обследования действующих IP-камер, подключенных к системам видеонаблюдения, расположенных на территории следующих социально значимых объектов и объектов с массовым пребыванием людей, в пилотных муниципальных образований Краснодарского края:
- Система видеонаблюдения стадиона "ФК Краснодар";
- Система видеонаблюдения "Автовокзал - 1" г. Краснодар;
- Система видеонаблюдения "Автовокзал - 2" г. Краснодар;
- Система видеонаблюдения аэропорт "Пашковский" г. Краснодар;
- Система видеонаблюдения на территории железнодорожных вокзалов (г. Краснодар);
- Система видеонаблюдения периметр "Олимпийского парка";
- Система видеонаблюдения "Олимпийский парк", входной павильон для зрителей;
- Система видеонаблюдения "Олимпийский парк", трасса "Формула-1";
- Система видеонаблюдения "Олимпийский парк", открытая территория;
- Система видеонаблюдения Стадион "Фишт";
- Система видеонаблюдения "Сочи-парк";
- Система видеонаблюдения курорта "Горки-город";
- Система видеонаблюдения международный Аэропорт г. Сочи (Адлер);
- Система видеонаблюдения горнолыжного курорта Роза Хутор;
- Система видеонаблюдения на территории железнодорожных вокзалов (г. Сочи);
- Система видеонаблюдения мест массового пребывания в накопительной площадке х. Ильич Темрюкского района (владелец - ООО "Морская дирекция");
- Система видеонаблюдения мест массового пребывания в накопительной площадке г. Славянск-на-Кубани (владелец - ООО "Морская дирекция");
- Система видеонаблюдения Стадион МБОУДОД ДЮСШ N7 (на территории г-к Анапа);
- Система видеонаблюдения Стадион "Понтос" (на территории г-к Анапа);
- Система видеонаблюдения Стадион "Олимп" (на территории г-к Геленджик);
- Система видеонаблюдения Стадион "Спартак" (на территории г-к Геленджик);
- Система видеонаблюдения на автодорогах федерального значения (Владелец - ФКУ Упрдор Черноморье).
На этапе обследования необходимо выделить ключевые IP-камеры, установленные на территории социально значимых мест и объектов массового пребывания людей общим количеством 110 (сто десять) IP-камер, по 5 (пять) IP-камер с каждой системы видеонаблюдения. Перечень систем видеонаблюдения для сопряжения с АПК "Безопасный город" может быть скорректирован по результатам обследования по согласованию Заказчика и Исполнителя.
Обозначенные выше IP-камеры видеонаблюдения, подключаемые к КСА "Региональная платформа", должны обеспечивать в том числе:
передачу дополнительного видеопотока в максимальном разрешении, поддерживаемых конкретной IP-камерой видеонаблюдения.
Подробная информация об объектах (системах и IP-камерах) видеонаблюдения указана в Приложении 4 данного технического задания. Дополнительная информация предоставляется по запросу Заказчиком.
Приложением 4 "Подробная информация об объектах (систем) видеонаблюдения" установлено:
N п/п |
Наименование, Поставщик, ОИВ Владелец АС |
Размещение АРМов, сервера, Владелец |
Функциональность / Техническое оснащение |
1 |
2 |
3 |
5 |
4. |
Система видеонаблюдения аэропорт "Пашковский" г. Краснодар |
Владелец: ОАО "Международный аэропорт "Краснодар" |
Видеонаблюдение на территории аэропорта г. Краснодар Дополнительная информация предоставляется Заказчиком |
5. |
Система видеонаблюдения на территории железнодорожных вокзалов (г. Краснодар) |
Владелец: ОАО "РЖД" |
Видеонаблюдение на территории железнодорожного вокзала Дополнительная информация предоставляется Заказчиком |
11. |
Система видеонаблюдения "Сочи-парк" |
Владелец: АО "Сочи-парк" |
Видеонаблюдение на территории Сочи-парк Дополнительная информация предоставляется Заказчиком |
13. |
Система видеонаблюдения международный аэропорт г. Сочи (Адлер) |
Владелец: ОАО "Международный аэропорт "Сочи" |
Видеонаблюдение на территории аэропорта г. Краснодар Дополнительная информация предоставляется Заказчиком |
14. |
Система видеонаблюдения горнолыжного курорта "Роза Хутор" |
Владелец: ОАО "Роза Хутор" |
Видеонаблюдение на территории горнолыжного курорта Роза Хутор Дополнительная информация предоставляется Заказчиком |
15. |
Система видеонаблюдения на территории железнодорожных вокзалов (г. Сочи) |
Владелец: ОАО "РЖД" |
Видеонаблюдение на территории железнодорожных вокзалов Дополнительная информация предоставляется Заказчиком |
П. 4.1.1.1. "Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики" также указано, что конкретные состав, количество и характеристики программно-технических средств подсистемы безопасности должны быть определены на этапе проектирования.
Конкретные значения объемов хранения устройств хранения должно быть определено на этапе проектирования.
П. 4.3.1.5 Требования к видам технических средств, в том числе к видам комплексов технических средств, программно-технических комплексов
Центр обработки данных единой диспетчерской службы (далее ЦОД ЕДДС) должен функционировать в круглосуточном режиме.
Оборудование ЦОД ЕДДС должно включать:
- автоматизированные рабочие места операторов дежурной смены;
- автоматизированные рабочие места административного и обслуживающего персонала;
- активное сетевое оборудование;
- комплект оргтехники;
- средства связи;
- средства оповещения;
- серверное оборудование;
- системы хранения данных;
- рабочие станции;
- средства защиты информации;
- источники бесперебойного электропитания.
Конкретный состав, количество (включая количество требуемых рабочих мест) и характеристики программно-технических средств должны определяться на этапе технического проектирования.
Таким образом, конкурсная документация не содержит описания объема (количества) и конкретного перечная услуг (работ), не определены характеристики товаров, которые будут использоваться при исполнении контракта, подробное описание существующих систем в документации также отсутствует.
Ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса N 0318200063917001571 объект закупки относится к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ок 034-2014 (кпес 2008) (далее - ОКПД2) 74.90.20.142 "Услуги (работы) по разработке информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации". При этом, группировка 74.90.20 "Услуги профессиональные, технические и коммерческие, прочие, не включенные в другие группировки", к которой относится код 74.90.20.142, включает:
- услуги по специализированной консультации, за исключением касающейся недвижимости, страхования и инженерных услуг, например услуги специалистов в области искусства, услуги специалистов в судебно-правовых вопросах и т.д.;
- услуги по охране авторских прав и получению доходов от их использования, кроме авторских прав на кинофильмы и авторских прав на художественную собственность;
- услуги по охране прав на промышленную собственность (патенты, лицензии, торговые марки, льготы и т.д.);
- услуги, оказываемые агентствами и агентами лицам, желающим найти работу в киноиндустрии, театре или прочих видах развлекательных услуг или спортивных аттракционах;
- услуги по подысканию издателей, продюсеров и т.д. для издания книг, театральных пьес, произведений искусства, фотографий и т.п.;
- услуги (работы) в области защиты информации.
В соответствии с таблицей 16 приложения N 1 к описанию объекта закупки конкурсной документации, объект закупки включает следующие виды работ: 1) обследование; 2) проектирование; 3) предоставление неисключительных прав использования программного обеспечения (лицензии); 4) поставка оборудования подсистема ФВФ нарушений ПДД; 5) поставка оборудования КСА Региональной платформы АПК "Безопасный город"; 6) поставка оборудования Единый центр оперативного реагирования; 7) поставка оборудования подсистема комплексного мониторинга; 8) поставка оборудования подсистема комплексного информирования и оповещения; 9) строительно-монтажные и пусконаладочные работы подсистема ФВФ нарушений ПДД; 10) строительно-монтажные и пусконаладочные работы КСА региональной платформы АПК "Безопасный город"; 11) строительно-монтажные и пусконаладочные работы КСА ЕЦОР; 12) строительно-монтажные и пусконаладочные работы подсистема комплексного мониторинга; 13) строительно-монтажные и пусконаладочные работы подсистема комплексного информирования и оповещения; 14) сдача в опытную эксплуатацию; 15) опытная эксплуатация; 16) сдача в постоянную эксплуатацию.
Обследование и проектирование АПК "Безопасный город" технологически и функционально не связаны с поставкой оборудования, строительно-монтажными и пусконаладочными работами.
Из изложенного следует, что в составе единого объекта закупки объединены технологически и функционально не связанные между собой товары, работы, услуги, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании ч.ч. 5, 6 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе).
П. 1 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" предусмотрено привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
П. 6.4.19 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель вправе Привлечь к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем такого привлечения должен составлять не менее 25 % от цены Контракта (в соответствии с положениями пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ и рекомендациями пункта 51 Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае в 2016 году и на 2017 год, утвержденного главой администрации (губернатором) Краснодарского края В.И. Кондратьевым 9 февраля 2017 года).
Таким образом, установленное Заказчиком требование не противоречит Закону о контрактной системе.
Заявитель также указывает, что выбранный Заказчиком метод и расчет обоснования начальной (максимальной) цен контракта составлен с нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В составе документации открытого конкурса, размещенной в единой информационной системе, содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта (Раздел 6).
Согласно п. 3) ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Таким образом, Краснодарское УФАС России не наделено полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Инспекция, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки, в рамках полномочий Инспекции Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд признать в действиях Заказчика - министерства ГО и ЧС Краснодарского края нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику - министерству ГО и ЧС Краснодарского края, Уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
4. Передать обращение и материалы дела в контрольно-счетную палату Краснодарского края для проведения внеплановой проверки и принятия решения в части соблюдения требований ст. 22 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 июля 2017 г. N ВП-43/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2017