Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии Колесникова Е.В.
Члены Комиссии: Майсеева А.В., Рябцова Е.А.,
в присутствии представителей МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" Костиной А.П., Короткова С.А. (доверенности в материалах дела), Аганова А.В. (распоряжение), в отсутствие представителя ООО "Недра Сибири", рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия Заказчика- МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт ул. Новороссийской от ул. Шевченко до ул. Северной в городе Краснодаре"(извещение N 0318300577617000080) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что описание объекта закупки не содержит весь перечень материалов, используемых при выполнении работ. Указывает, что проект контракта не содержит информации о ИКЗ закупки, что нарушает права и законные интересы участников закупки. Также Заказчиком установлены завышенные гарантийные сроки. Требования п. 21.4, 21.7 проекта контракта не регламентированы Законом о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают документацию соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. Требования к материалам установлены исходя из потребностей Заказчика и с учетом природы оказываемых услуг.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион "Выполнение работ по объекту: "Ремонт путепровода по ул. Садовой в г. Краснодаре" (извещение N 0318300577617000080).
Начальная (максимальная) цена контракта - 302 887 151 ,86 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены требования к сведениям о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ (Требования к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ).
Представители Заказчика пояснили, что требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, сформированы с учетом потребности Заказчика и положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе устанавливает перечень обязательных требований к описанию объекта закупки, при это данная норма или иные нормативно-правовые акты в сфере регулирования государственных закупок не содержат информацию об объеме материалов, требования к которым должны быть установлены в порядке ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также в разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" Заказчиком установлено: "_Требования к качеству, техническим характеристикам товаров (материалов), используемых в процессе выполнения работ, с указанием минимальных и максимальных значений показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться, установлены заказчиком в Приложении к описанию объекта закупки (техническому заданию) "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" (далее - Таблица требований)_ Не подлежат указанию в первой части заявки параметры материалов, показатели которых содержатся в проектной документации, сметах и ведомости объемов работ если требования к техническим характеристикам (показателям) этих материалов не установлены Заказчиком в таблице требований. Все ссылки на наименования поставщиков или производителей товаров, товарные знаки на товары, используемые для исполнения работ, указанные в проектной документации, сметах и ведомости объемов работ, приведены исключительно для обоснования цены таких товаров, включенной в расчет сметной стоимости и соответственно начальной (максимальной) цены контракта. Считать все указания на товарные знаки, знаки обслуживания, производителей, места происхождения товаров, патенты, полезные модели, промышленные образцы недействительными для целей подготовки заявки_".
Таким образом, порядок подачи заявки определен инструкцией, что не противоречит Закону о контрактной системе.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации ( ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Заявитель указывает, что проект контракта не содержит информации о ИКЗ закупки, вместе с тем в преамбуле контракта установлено следующее: Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (МКУ "Единая служба заказчика"), действующее от имени муниципального образования город Краснодар, именуемое в дальнейшем "Муниципальный Заказчик", в лице _________________________, действующего на основании _________, и ______________________________________, определенное по результатам аукциона в электронной форме, ИКЗ ______________________ (протокол от _________ N _________), именуем__ в дальнейшем "Подрядчик", в лице ________________________________________, действующего на основании ________________, с другой стороны, вместе именуемые - Стороны, а по отдельности - Сторона с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, Работ, услуг для обеспечения муниципальных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, заключили настоящий муниципальный Контракт (далее - Контракт) о следующем.
Таким образом, при направлении контракта победителю электронного аукциона в специально отведенном поле Заказчиком будет включен ИКЗ закупки, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Заявителем также указано, проект муниципального контракта содержит завышенные сроки гарантийных обязательств подрядчика.
Представители Заказчика пояснили, что гарантийные сроки установлены в соответствии с распоряжением Министерства транспорта РФ от 07 мая 2003 года N ИС-414-р.
В п. 10.2 проекта контракта установлено следующее: "Гарантийный срок устранения Подрядчиком дефектов, возникших в течение гарантийных сроков на автомобильной дороге или искусственном сооружении, и входящих в него инженерных сооружений, оборудования, материалов составляет:
Пешеходная часть |
|
Тротуар |
3 года |
Проезжая часть |
|
Основание дорожной одежды |
6 лет |
Нижний слой покрытия |
5 лет |
Верхний слой покрытия |
4 года |
Бортовые камни |
4 года |
Колодцы |
4 года |
Обочины проезжей части |
1 год |
Обустройство дороги |
|
Ограждающие столбики |
2 года |
Дорожные знаки |
2 года |
Горизонтальная дорожная разметка термопластиком 42 |
1 год |
Трубы ливневой канализации и КНС |
6 лет |
КНС |
2 лет |
Перильное ограждение |
5 лет |
В соответствии с распоряжением Министерства транспорта РФ от 07 мая 2003 года N ИС-414-р введены в действие и рекомендованы к применению с 1 июня 2003 года гарантийные паспорта на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них согласно приложениям 1 и 2 к настоящему распоряжению. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать использование форм гарантийных паспортов, упомянутых в п.1 настоящего распоряжения.
В приложении 1 распоряжения указано следующее:
Земляное полотно |
от 8 лет |
Основание дорожной одежды |
от 6 лет |
Нижний слой покрытия |
от 5 лет |
Верхний слой покрытия |
от 4 лет |
Искусственные сооружения: |
|
Мосты, путепроводы, тоннели, эстакады |
от 8 лет |
Водопропускные трубы |
от 6 лет |
Регуляционные сооружения (тип сооружения) |
от 6 лет |
Обустройство дороги: |
|
Барьерное ограждение (металлическое, железобетонное) |
от 5 лет |
Сигнальные столбики |
от 2 лет |
Дорожные знаки |
от 2 лет |
Здания и сооружения эксплуатационной и автотранспортной служб |
от 8 лет |
Таким образом, Заказчиком установлены минимально допустимые сроки гарантийных обязательств, что не противоречит действующему Законодательству.
В п. 21.4 проекта контракта установлено: "Подрядчик обязуется не разглашать, не передавать и не делать каким-либо еще способом доступными третьим организациям и лицам сведения, содержащиеся в документах, оформляющих совместную деятельность Сторон в рамках настоящего Контракта, иначе как с письменного согласия муниципального Заказчика. Подрядчик не вправе публиковать рекламу, касающуюся Объекта, в средствах массовой информации (СМИ) и в сети Интернет без письменного разрешения муниципального Заказчика.".
Представители Заказчика пояснили, что указанное условие не касается информации, которая в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе подлежит обязательному размещению в ЕИС.
Закон о контрактной системе и иные подзаконные акты содержат исчерпывающий перечень документов, подлежащих размещению в ЕИС. Порядок передачи сторонами актов и документов, не определенных законодательством о контрактной системе, третьим лица Законом о контрактной системе не урегулирован, таким образом требования Заказчика не противоречат действующему законодательству.
Вместе с тем, в п. 21.7 проекта контракта установлено: "Контракт, приложения и все документы, имеющие к ним отношение, должны быть составлены в двух подлинных экземплярах на русском языке".
Порядок заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона регламентирован ст. 70 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 7, 8 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Таким образом, при проведении электронного аукциона контракт заключается на электронно-торговой площадке. Требование приведенные Заказчиком в п. 21.7 проекта контракта противоречат ч. 3 ст. 7, ст. 70 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НЕДРА СИБИРИ" обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 7, 8 ст. 70 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 7,8 ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300577617000080).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N673
по делу NЭА-1777/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
31 июля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии Колесникова Е.В.
Члены Комиссии: Майсеева А.В., Рябцова Е.А.,
в присутствии представителей МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" Костиной А.П., Короткова С.А. (доверенности в материалах дела), Аганова А.В. (распоряжение), в отсутствие представителя ООО "Недра Сибири", рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" на действия Заказчика- МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт ул. Новороссийской от ул. Шевченко до ул. Северной в городе Краснодаре"(извещение N 0318300577617000080) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе предписывает:
1. Заказчику - МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" устранить нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 7,8 ст. 70 Закона о контрактной системе: при направлении контракта победителю электронного аукциона исключить п. 21.7 из проекта муниципального контракта с учетом решения по делу ЭА-1777/2017.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания.
3. Заказчику, оператору электронной площадки осуществить дальнейшие действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
5. В срок до 04.09.2017 представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017