Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 июля 2017 г. N ЭА-1760/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район" (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО Крымский район (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Капитальный ремонт МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения муниципального образования Крымский район" (извещение N 0318300049917000056) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ТАНДЕМ" указывает, что Заказчиком установлены характеристики товаров, не соответствующие требованиям ГОСТ (позиции 20 "Бруски" толщиной 150 мм; 22 "Доски" шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм; 28 "Бруски" (ШхТ) 60*27 мм; 38 "Щебень ГОСТ 8267-93" фракция 20-40 мм).
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы, из которых следует, что Заказчиком 25.07.2017 внесены изменения в аукционную документацию, а именно: пиломатериалы были исключены из описания объекта закупки, т.к. это вспомогательные материалы при производстве работ, не влияющие на качество капитального ремонта, по позиции "Щебень" характеристики указаны в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Крымский район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения муниципального образования Крымский район" (извещение N 0318300049917000056). Заказчик - МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район".
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 925 250,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно изменения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0318300049917000056, размещенного в единой информационной системе 25.07.2017, в аукционную документацию внесены изменения.
Позиции 20 "Бруски", 22 "Доски", 28 "Бруски" из Приложения N 1 "Описание объекта закупки" аукционной документации исключены.
В Таблице 2 "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" Части II "Техническая часть" аукционной документации Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования по позиции "Щебень ГОСТ 8267-93": Фракция щебня должна быть свыше 20 до 40.
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Таким образом, характеристики, установленные Заказчиком по позиции "Щебень ГОСТ 8267-93", не противоречат требованиям государственного стандарта.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
В таблице 2 "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" Части II "Техническая часть" аукционной документации Заказчиком установлены следующие характеристики, в частности:
Для капитального ремонта фасада | |||
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
10 |
Грунтовка "бетоноконтакт" |
Расход на поверхности среднего уровня пористости, кг/м2 |
Не более 0,35 |
11 |
Сетка |
Поверхностная плотность, гр/м2 |
Не менее 165 |
14 |
Клей плиточный |
Время использования смеси после затворения, часов |
Не менее 1,5* |
Сползание плитки, мм, не более |
0,5 |
||
Расход при укладке плитки шириной 60 см и более при высоте зуба гребенки 12 мм, кг/м2 |
Не более 7* |
||
17 |
Смесь штукатурная |
Зернистость |
До 1,2 мм |
Для капитального ремонта окон, дверей, витражей | |||
1 |
Кислород, ГОСТ 5583-78 |
Объемная доля кислорода, % не менее |
99,7 |
Объёмная доля водяного пара, % |
не более 0,007 |
||
Объёмная доля водорода, % не более |
0,3 |
||
3 |
Швеллеры N40 |
Кривизна |
Не более 0,2% длины |
5 |
Блок оконный одностворчатый из поливинилхлоридных профилей, |
Коэффициент сопротивления теплопередачи, м2х°С /Вт |
не менее 0,71 |
Заказчиком в Разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации обусловлено: показатели, сопровождающиеся словами "не менее", являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком, при сопровождении показателя словами "не ниже" участник закупки также указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком. Показатели, сопровождающиеся словами "не более", являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком, при сопровождении показателя словами "не выше" участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или меньше (ниже) заявленного заказчиком.
При указании в настоящей документации показателя, сопровождающегося термином "до", указанное заказчиком значение является максимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель не более/не выше заявленного заказчиком в том случае, если вышеуказанный термин сопровождается словом "включительно" (с учетом всех сокращенных форм данного слова), в иных случаях участнику следует предлагать конкретное значение показателя, не включающее установленное заказчиком максимальное значение.
Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами (и их производными), терминами и знаками, указывающими на неконкретное значение показателя, в том числе: "эквивалент", "аналог", "типа", "или", "либо", "от", "до", "минимальное значение", "максимальное значение", "верхний предел", "нижний предел", "не более", "не менее", "более", "больше", "менее" "меньше", "ниже", "выше", "свыше", "ранее", "не ранее", "не ниже", "не выше", "допускается", "допустимо", "допустимый(-ое, ая, ые)", "min" ("Min"), "max" ("Max"), "как минимум", "не должен превышать" (за исключением случаев, установленных настоящей инструкцией).
Согласно п. 1.3 ГОСТ 5583-78 "Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия" (далее - ГОСТ 5583-78) по физико-химическим показателям газообразный технический и медицинский кислород должен соответствовать нормам, указанным в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Норма для марок |
|
|
Технический кислород |
|
|
Первый сорт |
Второй сорт |
1. Объемная доля кислорода, %, не менее |
99,7 |
99,5 |
2. Объемная доля водяных паров, %, не более |
0,007 |
0,009 |
3. Объемная доля водорода, %, не более |
0,3 |
0,5 |
Пунктом 3.3 ГОСТ 5583-78 предусмотрено определение объемной доли водяных паров.
Пунктом 3.3.1 ГОСТ 5583-78 установлена аппаратура
Влагомеры газов кулонометрические, рассчитанные на измерение микроконцентраций водяных паров, с относительной погрешностью измерения не выше 10% в области измерений от 0 до 20 млн-1 (ррт) и не выше 5% при более высоких концентрациях.
Пунктом 3.3.2 ГОСТ 5583-78 определено проведение анализа
Кулонометрический метод основан на непрерывном количественном извлечении водяных паров из испытуемого газа гигроскопичным веществом и одновременном электростатическом разложении извлекаемой воды на водород и кислород, при этом ток электролиза является мерой концентрации водяных паров.
Прибор соединяют с местом отбора пробы трубкой из нержавеющей стали. Расход газа устанавливают (501) см3/мин. Переключатель диапазонов измерения устанавливают так, чтобы показания прибора были в пределах второй трети измерительной шкалы, градуированной в миллионных долях (ррт). Ток электролиза измеряют микроамперметром.
Температура баллона с анализируемым газом должна быть не ниже 15°С. Анализ проводят по инструкции, прилагаемой к прибору.
Пунктом 3.3.3 ГОСТ 5583-78 предусмотрена обработка результатов
Объемную долю водяных паров (Х1) в млн-1 определяют в соответствии с установившимися показаниями прибора.
Допускается определять объемную долю водяных паров конденсационным методом, приведенным в приложении 3.
При разногласиях в оценке объемной доли водяных паров анализ проводят кулонометрическим методом.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Аналогично по другим позициям, в том числе по позициям 10, 11, 14, 17 (Для капитального ремонта фасада), 3, 5 (Для капитального ремонта окон, дверей, витражей), заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников предоставлять в заявках конкретные числовые значения, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район", Уполномоченному органу - администрации МО Крымский район (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 670
по делу N ЭА-1760/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
28 июля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 28.07.2017 года по делу ЭА-1760/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТАНДЕМ" на действия МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район" при проведении администрацией МО Крымский район электронного аукциона: "Капитальный ремонт МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения муниципального образования Крымский район" (извещение N 0318300049917000056) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район", Уполномоченному органу - администрации МО Крымский район (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-1760/2017 от 28.07.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 23.08.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 июля 2017 г. N ЭА-1760/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017