Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 июля 2017 г. N ЭА-1775/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ИП Бростыло <_> (далее - Заявитель) на действия МКУ "Спортивный центр "Спартак" Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Строительство многофункциональной спортивно-игровой площадки с зоной уличных тренажеров и воркаута на территории Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района" (извещение N 0818300017117000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ИП Бростыло <_> указывает, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 22 "Трубы стальные профильные изготовленные в соответствии с ГОСТ 13663-86", 24 "Щебень по ГОСТ 8267-93"), а также установлены характеристики товара, не соответствующие требованиям ГОСТ (позиция 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015").
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с первым доводом которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ "Спортивный центр "Спартак" Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района проводился электронный аукцион: "Строительство многофункциональной спортивно-игровой площадки с зоной уличных тренажеров и воркаута на территории Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района" (извещение N 0818300017117000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 649 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, в частности:
N п/п |
Наименование материалов |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
||
Наименование показателя, единица измерения |
Значение показателя |
|||
22 |
Трубы стальные профильные изготовленные в соответствии с ГОСТ 13663-86 |
Могут быть изготовлены: |
электросварными, бесшовными горячедеформированными, бесшовными холоднодеформированными. |
|
Радиус закругления должен быть, мм |
Не более 8 |
|||
Предельные отклонения размеров не должны превышать | ||||
Наружный размер, % |
Не более 1,5 |
|||
Толщина стенки, % |
min |
Не более +12,5 |
||
max |
Не более -15,0 |
|||
24 |
Щебень по ГОСТ 8267-93 |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе |
Свыше 10 до 50 включительно |
|
Класс по радиоактивности |
Лучше II |
Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 4 аукционной документации) определено, что характеристики могут сопровождаться словами или символами, определяющими максимальное и(или) минимальное из возможных, значение характеристики товара (далее по тексту - допустимый предел): "(не) менее", "(не) более", "", "
", "
", "<", ">", "(не) ниже", "(не) выше", "min", "mах" за исключением требований настоящей инструкцией. Участник должен указывать характеристики, соответствующие предлагаемому к использованию товару, без указания слов и символов, определяющих допустимый предел.
В соответствии с п. 3.2 ГОСТ 13663-86 "Трубы стальные профильные. Технические требования" контроль наружных размеров проводят штангенциркулем типа ШЦ-П по ГОСТ 166, калибром-скобой по ГОСТ 18360 и ГОСТ 18365 и трубным микрометром типа МТ по ГОСТ 6507. Контроль радиуса закругления и отклонения от прямого угла в поперечном сечении проводят по нормативной документации.
Согласно п. 1.2 ГОСТ 13663-86 предельные отклонения по размерам должны соответствовать указанным в ГОСТ 8639.
В соответствии с п. 6 ГОСТ 8639-82 "Трубы стальные квадратные. Сортамент (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)" предельные отклонения по наружным размерам, толщине стенки и вогнутости сторон не должны превышать указанных в табл.2.
Таблица 2
Наименование параметров |
Предельные отклонения размеров труб при точности изготовления |
|
нормальной |
высокой |
|
Наружные размеры |
|
|
для бесшовных горячедеформированных труб, а также труб печной сварки |
_1,5% |
_1,25% |
для бесшовных холоднодеформированных, а также труб электросварных, электросварных холоднодеформированных, электросварных горячекалиброванных размером свыше 50 мм |
_0,8% |
_0,8% |
Согласно п. 2.1 ГОСТ 13663-86 трубы принимают партиями. Партия должна состоять из труб одного размера, одной марки стали и одного вида термообработки (для термообработанных труб) и оформлена одним документом о качестве по ГОСТ 10692 с указанием вида трубы (горячедеформированные, холоднодеформированные, электросварные, или электросварные холоднодеформированные, электросварные горячекалиброванные или трубы печной сварки).
Пунктом 4.1 ГОСТ 13663-86 установлено, что маркировку, упаковку, транспортирование и хранение проводят по ГОСТ 10692.
Пунктом 1.1.1 ГОСТ 10692-80 "Трубы стальные, чугунные и соединительные части к ним. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)" определено, что маркировка должна содержать размер трубы, марку стали, товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя. При машинной маркировке допускается обозначать марку стали четырехзначным числовым кодом в соответствии с Общесоюзным классификатором продукции.
Таким образом, в паспортах на качество товара сведения о предельных отклонениях заводами-изготовителями не указываются.
Кроме того, соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а не законодательства в сфере закупок. Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
Согласно п. 5.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" щебень и гравий должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя.
В соответствии с п. 5.2 ГОСТ 8267-93 приемку и поставку щебня и гравия производят партиями.
Пунктом 5.4 ГОСТ 8267-93 установлено, что при периодических испытаниях определяют:
- один раз в 10 сут. - содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и содержание свободного волокна асбеста в щебне из асбестосодержащих пород.
ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" (далее - ГОСТ 30108-94) распространяется на неорганические сыпучие строительные материалы (щебень, гравий, песок, цемент, гипс и др.) и строительные изделия (плиты облицовочные, декоративные и другие изделия из природного камня, кирпич и камни стеновые), а также на отходы промышленного производства, используемые непосредственно в качестве строительных материалов или как сырье для их производства, и устанавливает методы определения удельной эффективной активности естественных радионуклидов для оценки строительных материалов и изделий в соответствии с требованиями, приведенными в приложении А, и порядок проведения контроля.
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 30108-94 лабораторный метод предназначен для:
- установления класса строительного материала (изделия);
- уточнения класса строительного материала (изделия) в случае получения граничных значений по экспрессному методу;
- сертификации продукции.
Пункт 4.1.6 ГОСТ 30108-94 определяет правила оформления результатов контроля:
Показания прибора и результаты контроля заносят в журнал по форме приложения Б.
В журнале регистрируют дату проведения контроля, наименование материала (изделия), привязку контрольных точек измерения, особенности условий измерений (расстояние от источника бокового излучения, температура воздуха и др.), показания прибора (значения удельной активности каждого радионуклида или удельной эффективной активности ЕРН в материале) с оценкой погрешности, результат определения величины , предварительное заключение о классе материала.
В случае, если определенная при контроле величина равна верхнему граничному значению, установленному для соответствующего класса, материал необходимо относить к следующему классу.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников предоставлять в заявках конкретные числовые значения (позиция 22 показатель "Наружный размер, %"), что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, в частности:
- по позиции 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015": Марка по морозостойкости - не более F75.
В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют:
- по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F150, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Таким образом, Заказчиком по позиции 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015" установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бростыло <_> обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Спортивный центр "Спартак" Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что МКУ "Спортивный центр "Спартак" Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района (аукционной комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 672 от 28.07.2017 г. по делу N ЭА-1774/2017, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 июля 2017 г. N ЭА-1775/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017