Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 июля 2017 г. N ЭА-1761/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Спортивный центр "Спартак" Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Строительство многофункциональной спортивно-игровой площадки с зоной уличных тренажеров и воркаута на территории Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района" (извещение N 0818300017117000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ТАНДЕМ" указывает, что Заказчиком не указаны параметры размеров товара (позиция 5 "Тренажер Подтягивание+Жим"), что может вводить участников закупки в заблуждение; установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015", 18 "Пленка полиэтиленовая по ГОСТ 10354-82", 24 "Щебень по ГОСТ 8267-93"), а также требования к компонентам товара (позиция 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015").
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с первым доводом которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ "Спортивный центр "Спартак" Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района проводился электронный аукцион: "Строительство многофункциональной спортивно-игровой площадки с зоной уличных тренажеров и воркаута на территории Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района" (извещение N 0818300017117000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 649 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, в частности:
N п/п |
Наименование материалов |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
|
Наименование показателя, единица измерения |
Значение показателя |
||
5 |
Тренажер Подтягивание+Жим |
Каркас сиденья со спинкой |
|
Металлическая профильная труба Сечение, мм Толщина стенки, мм |
не менее 50х25 не более 50х30 не менее 2,0 не более 2,5 |
К показателю сечение металлической профильной трубы в мм Заказчиком установлены значения показателей, что позволяет участникам закупки корректно сформировать заявку по данному показателю.
Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, в частности:
- по позиции 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015": Марка по морозостойкости - не более F75; Марка по водонепроницаемости - не более W12; заполнитель - в качестве крупного заполнителя для бетона должен быть использован фракционированный щебень из изверженных пород; щебень из гравия марки по дробимости не ниже 800 по ГОСТ 8267.
В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют:
- по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F150, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Таким образом, Заказчиком по позиции 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015" установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком по позиции 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015" установлены требования к марки бетона по водонепроницаемости, которая должна быть обеспечена при выполнении конкретного вида работ. Использование конкретной марки бетона по водонепроницаемости установлено технической документацией Заказчика. Марка бетона по водонепроницаемости является основной качественной характеристикой бетона.
Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют:
- по водонепроницаемости на марки: W2, W4, W6, W8, W10, W12, W14, W16, W18, W20.
В соответствии с п. 4.3.2 ГОСТ 26633-2015 классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Пунктом 4.3 ГОСТ 7473-2010 (EN 206-1:2000) определено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Таким образом, требование Заказчика, установленное по позиции 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015" к марки бетона по водонепроницаемости не является требованием к показателю товара, значения которого определяются по результатам испытаний.
Разделом 4.4 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (далее - ГОСТ 26633-2015) установлены требования к материалам для бетона.
Согласно п. 4.5.1 ГОСТ 26633-2015 цементы, крупный и мелкий заполнители, вода и добавки должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий с учетом требований ГОСТ 31384.
В соответствии с п. 4.7.1 ГОСТ 26633-2015 заполнители для бетона выбирают по зерновому составу, прочности, морозостойкости, плотности, содержанию пылевидных и глинистых частиц, наличию и содержанию вредных и посторонних загрязняющих примесей, радиационно-гигиенической характеристике и другим показателям качества по ГОСТ 8267 и ГОСТ 8736.
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" бетонная смесь: готовая к применению перемешанная однородная смесь вяжущего, заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и минеральных добавок, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установление требований к компонентам товара по позиции 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015" свидетельствует о необъективном описании заказчиком объекта закупки, поскольку ст. 33 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление требований к материалам и компонентам, из которых изготавливается требуемый товар, кроме того, предметом аукциона является не производство конкретного товара, а выполнение работ.
Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, в частности:
N п/п |
Наименование материалов |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
|
Наименование показателя, единица измерения |
Значение показателя |
||
18 |
Пленка полиэтиленовая по ГОСТ 10354-82 |
Номинальная толщина, мм |
0,2_0,5 |
Предельное отклонение от номинальной толщины, % |
Не более _30 |
||
Ширина, мм |
Не более 6000 |
||
Предельное отклонение по ширине пленки, % |
Не более _4 |
В соответствии с п. 1.3 ГОСТ 10354-82 "Пленка полиэтиленовая. Технические условия" толщина пленки различных марок приведена в табл.1.
Таблица 1
Номинальная толщина пленки, мм, для марки |
Предельное отклонение, %, от номинальной толщины пленки |
|
М, Т, Н |
высшего сорта |
первого сорта |
0,200 0,220 0,250 0,300 0,350 0,400 0,500 |
_20 |
_30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно п. 1.4 ГОСТ 10354-82 предельное отклонение по ширине пленки в рулоне для полотна, полученного обрезкой кромок, - _1%, для рукава, полурукава и полотна, полученного без обрезки кромок, - _2%, для рукава с фальцовкой и рукава, сложенного вдвое, - _4%.
В соответствии с п. 1.8 ГОСТ 10354-82 условное обозначение пленки состоит из названия материала "пленка полиэтиленовая", марки пленки, вида добавок (п - пигмент или краситель, с - стабилизатор, т - скользящая добавка, а - антистатическая добавка, ф - модифицирующая добавка), вида пленки (рукав, полурукав, полотно и другие), толщины и ширины в миллиметрах, сорта и обозначения настоящего стандарта.
Условное обозначение пленки, допущенной для контакта с пищевыми продуктами, дополняется словом "пищевая".
Пример условного обозначения полиэтиленовой пленки марки Т, содержащей стабилизатор, изготовленной в виде полотна, толщиной 0,100 мм, шириной в рулоне 1400 мм, высшего сорта:
Пленка полиэтиленовая, Тс, полотно, 0,100х1400, высший сорт, ГОСТ 10354-82.
Таким образом, сведения о предельных отклонениях заводами-изготовителями не указываются.
Кроме того, соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а не законодательства в сфере закупок. Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, в частности:
N п/п |
Наименование материалов |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
|
Наименование показателя, единица измерения |
Значение показателя |
||
24 |
Щебень по ГОСТ 8267-93 |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе |
Свыше 10 до 50 включительно |
Марка по дробимости |
Должна быть 400 |
Согласно п. 5.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" щебень и гравий должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя.
В соответствии с п. 5.2 ГОСТ 8267-93 приемку и поставку щебня и гравия производят партиями.
Пунктом 5.4 ГОСТ 8267-93 установлено, что при периодических испытаниях определяют:
- один раз в 10 сут. - содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и содержание свободного волокна асбеста в щебне из асбестосодержащих пород.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчиком по позиции 24 "Щебень по ГОСТ 8267-93" установлены требования к марки по дробимости, которая должна быть обеспечена при выполнении конкретного вида работ. Использование конкретной марки по дробимости установлено технической документацией Заказчика. Марка по дробимости является основной качественной характеристикой щебня.
Согласно п. 4.4.2 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" марки по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, а марки по дробимости щебня из изверженных пород - в таблице 4.
Таблица 3
Марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород |
Потеря массы при испытании щебня, % |
|
|
в сухом состоянии |
в насыщенном водой состоянии |
1200 |
До 11 включ. |
До 11 включ. |
1000 |
Св. 11 до 13 |
Св. 11 до 13 |
800 |
" 13 " 15 |
" 13 " 15 |
600 |
" 15 " 19 |
" 15 " 20 |
400 |
" 19 " 24 |
" 20 " 28 |
300 |
" 24 " 28 |
" 28 " 38 |
200 |
" 28 " 35 |
" 38 " 54 |
В соответствии с п. 5.12 ГОСТ 8267-93 результаты приемочного контроля и периодических испытаний приводят в документе о качестве, в котором указывают, в том числе, марку щебня (гравия) по прочности (дробимости).
Таким образом, требование Заказчика, установленное по позиции 24 "Щебень по ГОСТ 8267-93" к марки по дробимости не является требованием к показателю товара, значения которого определяются по результатам испытаний.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части установления требований к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 18 "Пленка полиэтиленовая по ГОСТ 10354-82", 24 "Щебень по ГОСТ 8267-93" показатель "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе"), а также требований к компонентам товара (позиция 17 "Бетон по ГОСТ 26633-2015").
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Спортивный центр "Спартак" Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что МКУ "Спортивный центр "Спартак" Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района (аукционной комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 672 от 28.07.2017 г. по делу N ЭА-1774/2017, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 июля 2017 г. N ЭА-1761/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017