Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 26 июля 2017 г. N 276-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя МБОУ Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа N11" Бекешевой А. К. (доверенность от 26.07.2017 N640), являющейся одновременно членом аукционной комиссии и представителем членов аукционной комиссии по доверенностям от 26.07.2017 3638, N639, в присутствии представителя ООО "СервисСтрой" Расщепкиной О.В.(доверенность от 26.07.2017 N3), директора ООО "СервисСтрой" Андалова А.М., рассмотрев жалобу ООО "СервисСтрой" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа N11" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на ремонт коридора и кабинетов в здании МБОУ НР "СОШ N11" (филиал с.Линейное) (номер извещения:0325300052317000006) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.07.2017 поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт коридора и кабинетов в здании МБОУ НР "СОШ N11" (филиал с.Линейное) (номер извещения:0325300052317000006).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия Заказчика, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе, приняла неверное решение об отказе в допуске участнику закупки, подавшему заявку N1, к участию в аукционе.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующих этапов закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая проверку обоснованности их положений, а также рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе.
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 15:00 26.07.2017. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя Комиссии Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя МБОУ Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа N11" Бекешевой А. К. (доверенность от 26.07.2017 N640), являющейся одновременно членом аукционной комиссии и представителем членов аукционной комиссии по доверенностям от 26.07.2017 3638, N639, в присутствии представителя ООО "СервисСтрой" Расщепкиной О.В.(доверенность от 26.07.2017 N3), директора ООО "СервисСтрой" Андалова А.М.
Ранее 26.07.2017 была рассмотрена жалоба ООО "Премиум" на действия аукционной комиссии Заказчика и принято решение и предписание N275-РЗ-04-17 которым было установлено следующее:
" Изучив документы, полученные, в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнения представителей обеих сторон и оценив их доводы, Комиссия установила, что 10.07.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0325300052317000006 и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация) (последние изменения от 11.07.2017).
1. Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.07.2017 N0325300052317000006-1 , на участие в электронном аукционе были поданы 8 аукционных заявок, зарегистрированных под NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Аукционная комиссия Заказчика отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, заявки которых были зарегистрированы под NN1,2,5,6,7,8 и допустила к участию в аукционе участников закупки с заявками NN3,4.
Комиссия, изучив первые части заявок участников закупки, установила следующее.
Заявка 1 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
п.7 ведомости ресурсов: Клей для потолочных работ. Вязкий коллоидный раствор, цвет от серо-зеленого до бежевого. |
Клей для потолочных работ. Вязкий коллоидный раствор, цвет бежевый. |
Согласно инструкции по заполнению заявки числовые показатели значений со словами в их описании "от", "свыше", " |
| ||
Заявка 2 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
п.7 ведомости ресурсов: Клей для потолочных работ. Вязкий коллоидный раствор, цвет от серо-зеленого до бежевого. |
Клей для потолочных работ. Вязкий коллоидный раствор, цвет бежевый. |
Согласно инструкции по заполнению заявки числовые показатели значений со словами в их описании "от", "свыше", " |
|
|
|
Заявка 3 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
П.23 ведомости ресурсов. Используемый кирпич должен быть лицевой, полнотелый или пустотелый. Предельные отклонения одного кирпича должны соответствовать следующим значениям: по длине не должны превышать +/- 4 мм, по ширине - не более +/- 3 мм, по толщине - не должны быть более |
Используемый кирпич лицевой, пустотелый. Предельные отклонения одного кирпича по длине 4 мм, по ширине 3 мм, по толщине 3 мм. |
Указаны недостоверные сведения. Согласно ГОСТ 530-2012 предельные отклонения одного кирпича лицевого по толщине составляет +/-3 мм. |
Заявка 4 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
П.23 ведомости ресурсов. Используемый кирпич должен быть лицевой, полнотелый или пустотелый. Предельные отклонения одного кирпича должны соответствовать следующим значениям: по длине не должны превышать +/- 4 мм, по ширине - не более +/- 3 мм, по толщине - не должны быть более |
Используемый кирпич лицевой, пустотелый. Предельные отклонения одного кирпича по длине 4 мм, по ширине 3 мм, по толщине 3 мм. |
Указаны недостоверные сведения. Согласно ГОСТ 530-2012 предельные отклонения одного кирпича лицевого по толщине составляет +/-3 мм. |
Заявка 5 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
П.23 ведомости ресурсов: Кирпич керамический одинарный, размером 250х120х65 мм, марка 100. Используемый кирпич должен быть лицевой, полнотелый или пустотелый. |
П.23 ведомости ресурсов: Кирпич керамический одинарный, размером 250х120х65 мм, марка 100. Используемый кирпич полнотелый |
Отсутствуют конкретные показатели соответствующие требованиям аукционной документации |
Заявка 6 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
п.7 ведомости ресурсов: Клей для потолочных работ. Вязкий коллоидный раствор, цвет от серо-зеленого до бежевого.
П.23 ведомости ресурсов: Кирпич керамический одинарный, размером 250х120х65 мм, марка 100. Используемый кирпич должен быть лицевой, полнотелый или пустотелый.
|
Клей для потолочных работ. Вязкий коллоидный раствор, цвет бежевый.
П.23 ведомости ресурсов: Кирпич керамический одинарный, размером 250х120х65 мм, марка 100. Используемый кирпич полнотелый |
Согласно инструкции по заполнению заявки числовые показатели значений со словами в их описании "от", "свыше", "
Отсутствуют конкретные показатели соответствующие требованиям аукционной документации
|
Участникам закупки, заявки которых были зарегистрированы под NN7,8 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям: "в п.7, в п.8 заявок не представлены конкретные показатели товара".
Комиссия изучив данные заявки, установила, что по в п.7, п.8 участники указали все необходимые характеристики товара, однако данные заявки не соответствуют требованиям аукционной документации ввиду следующего.
Заявка 7 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
П.23 ведомости ресурсов: Диаметр цилиндрических пустот или размер стороны квадратных пустот должен быть не выше 20 мм, ширина щелевидных пустот - до 16 мм. |
П.23: Диаметр цилиндрических пустот или размер стороны квадратных пустот 20 мм, ширина щелевидных пустот - 16 мм. |
Из заявки участника закупки невозможно установить какие размеры диаметра цилиндрического пустого или стороны квадратных пустот предлагает участник закупки |
Заявка 8 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
П.23 ведомости ресурсов: Диаметр цилиндрических пустот или размер стороны квадратных пустот должен быть не выше 20 мм, ширина щелевидных пустот - до 16 мм. |
П.23: Диаметр цилиндрических пустот или размер стороны квадратных пустот 20 мм, ширина щелевидных пустот - 16 мм. |
Из заявки участника закупки невозможно установить какие размеры диаметра цилиндрического пустого или стороны квадратных пустот предлагает участник закупки |
Согласно ч. 4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Однако Комиссия, допустив к участию в электронном аукционе участников закупки, заявки которых были зарегистрированы под N3,4 нарушила ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Комиссия, так же провела проверку документации, включая проверку обоснованности её положений и пришла к следующему выводу:
в соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе). Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил избыточные требования к этим материалам. Исполнить требования Закона в части указания конкретных значений, применительно к данному показателю способен только участник, имеющий данный товар в наличии.
Так, к примеру, в п. 23 ведомости ресурсов заказчиком установлено требование к характеристикам товара, которые могут быть известны после проведения испытаний, а именно: "Предельные отклонения одного кирпича должны соответствовать следующим значениям: по длине не должны превышать +/- 4 мм, по ширине - не более +/- 3 мм, по толщине - не должны быть более 3 мм. Отклонение от перпендикулярности смежных граней изделий не допускается более 3 мм. Отклонение от плоскостности граней изделий не допускается более 3 мм. Толщина наружных стенок пустотелого кирпича не должна быть менее 12 мм. Диаметр цилиндрических пустот или размер стороны квадратных пустот должен быть не выше 20 мм, ширина щелевидных пустот - до 16 мм".
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, и (или) показателям технологии производства которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к материалам и товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке требования к описанию товара, которые являются излишними, является нарушением частей 1 и 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ограничивает количество участников закупки.
Предметом аукциона является ремонт коридора и кабинетов в здании МБОУ НР "СОШ N11" (филиал с.Линейное) (номер извещения:0325300052317000006), а не изготовление товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам (характеристикам) материалов - избыточно, и описание объекта закупки не может являться объективным.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая, что допущенные аукционной комиссией нарушения Закона о контрактной системе являются существенными, влияют на субъектный состав закупки и ее результат, комиссия Управления полагает необходимым выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе".
Комиссия полагает необходимым отметить, что остальные доводы жалобы сводятся к оспариванию положений аукционной документации, в связи с чем Комиссия отмечает, что пунктом 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент), определено, что в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СервисСтрой" на действия аукционной комиссии муниципального заказчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа N11" при проведении электронного аукциона на ремонт коридора и кабинетов в здании МБОУ НР "СОШ N11" (филиал с.Линейное) (номер извещения:0325300052317000006) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
3. Доводы жалобы о несогласии с положениями документации об аукционе не рассматривать в связи с пропуском срока на их оспаривания в административном порядке.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 26 июля 2017 г. N 276-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017