Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 июля 2017 г. N 281-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Конинского С.В. (доверенность от 03.03.2017 N22-ЮК) и в присутствии представителя ООО "ИнжСетьСтрой" Долгорукова Р.Б.(доверенность от 17.07.2017 б/н), рассмотрев жалобу ООО "ИнжСетьСтрой" на действия государственного заказчика и членов комиссии ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса на работы по строительному контролю объекта: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 (м-6) "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов-Волгоград-Астрахань км 1363+000- км 1371+500 в Астраханской области" (номер извещения: 0318100043417000123), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.07.2017 поступила жалоба ООО "ИнжСетьСтрой" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика и членов комиссии ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на работы по строительному контролю объекта: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 (м-6) "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов-Волгоград-Астрахань км 1363+000- км 1371+500 в Астраханской области" (номер извещения: 0318100043417000123) (далее - открытый конкурс).
В жалобе Заявителя сообщалось, что конкурсная комиссия незаконно отклонила конкурсную заявку Общества по основаниям: "в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе представлено платежное поручение от третьего лица (МПК г.Астрахани "Дирекция") от 10.07.2017 N223".
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения и конкурсной документации, включая проверку обоснованности их положений, вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрение конкурсных заявок участников закупки.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки установлено следующее.
Заказчиком 20.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса и документация об этом конкурсе.
Согласно протоколу по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе от 14.07.2017 N1/1к-123 на участие в конкурсе были поданы 4 конкурсные заявки от участников закупки ООО "ИнжСетьСтрой", ООО "Кубань Инновация", ООО "Центр-Проект", ЗАО "ЦИВССМ".
Конкурсная комиссия отклонила конкурсные заявки ООО "ИнжСетьСтрой", ЗАО "ЦИВССМ" и признала соответствующими заявки участников закупки ООО "Кубань Инновация", ООО "Центр-Проект".
Частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
Согласно пункту 19.2 конкурсной документации Заказчик установил размер обеспечения конкурсной заявки, который составил 372 866 (триста семьдесят две тысячи восемьсот шестьдесят шесть) рублей 24 копейки.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заказчик в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установил в части 1.1 раздела 1 "Требования к содержанию, форме, составу и оформлению заявки на участие в конкурсе и инструкция по заполнению заявки" конкурсной документации следующее требование к содержанию конкурсной заявке участника закупки, а именно:
"- наименование, фирменное наименование (при наличии) организации, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
- декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п. 3 - 5, 7, 7.1, 9 ч. 1 ст. 31 Закона;
- копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц);
- документы (информацию), подтверждающие квалификацию участника закупки;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ;
- документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:
- документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
Из вышеприведенных нормоположений следует, что, если участник закупки не может внести обеспечение заявки на участие в конкурсе самостоятельно, он вправе предоставить банковскую гарантию. При этом банковская гарантия может быть выдана только банком, входящим в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведет Министерство финансов Российской Федерации, быть безотзывной и соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в качестве денежного обеспечения заявки на участие в конкурсе Обществом предоставлено платежное поручение от 10.07.2017 N223 от третьего лица МКП г.Астрахани "Дирекция" оплата средств в обеспечение конкурсной заявки за ООО "ИнжСетьСтрой".
Учитывая вышеизложенное, а также то, что при проведении открытого конкурса, комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в конкурсе в соответствии со статьей 53 Закона о контрактной системе, а в соответствии с частью 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 данной Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, Комиссия полагает, что конкурсная комиссия Заказчика формально правомерно отклонила конкурсную заявку Заявителя.
Кроме того, Комиссия считает, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предоставить денежное обеспечение исполнения контракта может исключительно участник закупки. Возможность предоставления обеспечения исполнения контракта вместо участника закупки иным лицом законом о контрактной системе не предусмотрена. Такое условие не было предусмотрено и в спорной конкурсной документации.
Указанная правовая позиция поддержана Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 25.01.2016 по делу N Ф03-5977/2015.
Кроме того, Комиссия, изучив конкурсные заявки участников закупки, установила, что конкурсная комиссия Заказчика правомерно приняла решение об отклонении конкурсной заявки участнику закупки ЗАО "ЦИВССМ", т. к. данный участник не представил декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
При этом, Комиссия полагает, что конкурсные заявки участников закупки ООО "Кубань Инновация", ООО "Центр-Проект" правомерно были признаны конкурсной комиссией Заказчика соответствующими Закону о контрактной системе и конкурсной документации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для выдачи предписания.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИнжСетьСтрой" на действия государственного заказчика и членов комиссии ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса на работы по строительному контролю объекта: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 (м-6) "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов-Волгоград-Астрахань км 1363+000- км 1371+500 в Астраханской области" (номер извещения: 0318100043417000123) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 июля 2017 г. N 281-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2017